MotorNews - Автомобильный журнал
Все Марки
Toyota
Citroen
Mercedes
BMW
Porsche
Lexus
Peugeot
Ford
Mazda
Volvo
Volkswagen
Renault
Mitsubishi
Hyundai
Honda
Audi
Land Rover
Jaguar
Acura
Skoda
Nissan
Fiat
Mini
Range Rover
Lamborghini

Выжили не все

MotorNews 3'2013

Бывало и получше!Не фонтан!Среднячек!Достойно!Отлично! (1 голос, оценка: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

F1: итоги сезона 2012

Позади еще один сезон чемпионата мира «Формулы 1». Сезон, которому не было равных. Никогда раньше на старте не собиралось такое количество коронованных пилотов, никогда борьба не была столь плотной, никогда чемпионат не видел такого количества победителей на этапах.

GP_03_13_1

Но закончилось все очередной победой Red Bull и Себастьяна Феттеля. Правда, прошлогоднего разгрома соперников не последовало. Команда набрала на две сотни очков меньше, чем год назад, не столь впечатляющи и достижения пилотов в личном зачете. Да, Феттель и Ньюи (кто поспорит, что именно они?) выиграли третий подряд Кубок конструкторов досрочно, но еще в середине последней гонки сезона Себастьян был всего лишь претендентом, причем совсем не со стопроцентными шансами. Тем не менее.

Red Bull Racing

1-е место в Кубке конструкторов, 450 очков

Себастьян Феттель, 281 очко, 1-е место

Марк Уэббер, 179 очков, 6-е место

Нужно сказать, что этот успех Red Bull был вовсе не гарантирован. После запрета выдувных диффузоров и введения ограничений на изменение картографии двигателей конструкторский штаб команды оказался у разбитого корыта. Две предыдущие машины, выигрывавшие чемпионаты и кубки, были построены именно на этих принципах. Теперь же необходимо было вернуться в 2009 год, взять за основу идеи двухлетней давности и вдохнуть в них новую жизнь.

Жизнь получилась несладкой. Адаптировать старые идеи на новый лад вышло не сразу. И первую половину сезона Red Bull не блистал. Были, конечно, две победы в Бахрейне и Монако, но выглядели они случайными, а в столь плотной борьбе на первое место выходят стабильность и надежность.

Стабильности команда добилась лишь после летнего перерыва, когда сумела вычленить главное из своих собственных наработок и решений соперников. Уже во время предсезонных тестов в Милтон-Кинсе решили рассчитать и изготовить несколько выпускных систем, включая и систему с эффектом Коанда. Все это последовательно внедрялось в RB8, но первая половина сезона была проиграна.

Эдриан Ньюи понимал, что потенциально машина быстра, нужно было только понять, как заставить ее показывать высокие скорости. В итоге сработал целый комплекс мер. Почти до самого лета пятничные тренировки проходили в поиске механического сцепления, чем команда уже пару лет не занималась. Старались найти пути дальнейшего развития гибкого крыла в условиях ужесточившегося регламента – именно Red Bull удалось заставить работать свою версию пассивной DRS, направляя воздушные потоки от торцевых пластин к нижней плоскости заднего крыла. Туда же удалось вывести и медленный горячий воздух, прошедший через радиаторы в боковых понтонах.

Причем идея эта воплощалась несколько раз, пока не приобрела конечный вид. Дорабатывались диффузор и боковые понтоны. И это были не мелкие доработки. Достаточно сказать, что шасси, привезенное в Валенсию, неофициально называлось внутри команды «версия D».

Ну и аэродинамика, конечно. Питер Продрому в очередной раз прекрасно справился со своими обязанностями. И дело не только в разработке новинок к каждой гонке, до самого Гран-при Бразилии. Он и его команда сумели переосмыслить аэродинамические идеи Sauber’а и очень успешно внедрить их в жизнь.

Во второй половине сезона Red Bull несколько подвели технические отказы, но его вины в них не было. Генераторы вместе с двигателями он получает от Renault, и французы пытались оперативно решить вопросы с их отказом. Проблема лишь в том, что многие годы всю электрику и электронику для Renault делают итальянцы. Но теперь-то команда стала практически заводской, надпись «Infiniti» на бортах – это прежде всего привилегии в технологиях. Так что все вопросы решаются очень быстро.

Red Bull провел прекрасный сезон. Не имея подавляющего технологического преимущества, ему удалось выиграть оба титула в третий раз подряд.

GP_03_13_2

Scuderia Ferrari

2-е место в Кубке конструкторов, 400 очков

Фернандо Алонсо, 278 очков, 2-е место

Фелипе Масса, 122 очка, 7-е место

Так тяжело Ferrari уже давно не начинала сезон. Первые же тесты показали, что машине не хватает ни скорости, ни прижимной силы. Кроме того, она очень нестабильна на выходе из поворотов. Все было настолько плохо, что Скудерия приняла решение построить новое шасси, говорили даже о еще одних краш-тестах FIA. По мнению пилотов, машина проигрывала соперникам по 2,5 секунды с круга.

Но и то, что получилось, было далеко не идеально, и это показала первая же гонка. Очки Алонсо в Австралии были чудом. F2012 оказалась очень капризной машиной. Она работала в очень узком диапазоне температур, а значит, фактически не настраивалась. Все, что было достигнуто в пятницу и субботу, работало в гонке всего несколько кругов. А потом менялась температура асфальта, воздуха, шин, тормозов, двигателя, выпускной системы, и все разваливалось.

И здесь стоит сказать насколько слов об Алонсо. Обладая такой машиной, он сумел выиграть уже во второй гонке сезона, а к домашнему Гран-при уступал лидеру чемпионата всего 10 очков, сосредоточившись на тактике «минимизации потерь». Тактика оказалась столь действенной, что Фернандо до последней гонки претендовал на титул! Но и команда не сидела сложа руки.

Новая версия машины появилась именно в Барселоне. Поменялось все: понтоны, диффузор, оба крыла, Скудерия отказалась от идеи использования выхлопных газов для оптимизации работы диффузора в новой редакции технического регламента.

Никто не скрывал, что многие идеи заимствованы у Red Bull, McLaren и Sauber. Причем у первых двух команд заимствовались только концепции, а Sauber, использующий те же двигатели, стал фактически донором. Машина немного улучшилась, но прорыва не произошло. Выяснилось, что проблемы с калибровкой аэродинамической трубы в Маранелло остались и результаты, полученные в ней, не соответствуют действительности. Решено было остановить ее работу и арендовать оборудование Toyota в Кельне. Кроме того, неточными оказались и результаты, полученные на симуляторе.

Страдала машина и конструктивно. Устаревшая система передней подвески, построенной с использованием тяг, а не толкателей, не давала возможности быстро вывести на рабочие температуры передние шины. Отсюда и результаты квалификаций. С каждой гонкой Алонсо опускался все ниже по стартовому полю, а Масса большую половину сезона ничем не мог помочь напарнику.

Скудерия старалась не отстать от соперников в модернизации машины, но отсутствие собственной трубы далось очень тяжело. И второе место в Кубке конструкторов, и серебро Алонсо не просто заслужены – выстраданы.

 Vodafone McLaren Mercedes

3-е место в Кубке конструкторов, 378 очков

Льюис Хэмилтон, 190 очков, 4-е место

Дженсон Баттон, 188 очков, 5-е место

Результаты McLaren иначе как провальными назвать трудно. В этот раз машина в Уокинге удалась. Она была единственной без уродливой ступеньки на носу и самой быстрой. Падди Лоу со товарищи не просто ликвидировали все проблемы предыдущего шасси, но и в очередной раз дали повод соперникам копировать идеи своего штаба. Интересно, что McLaren даже не пытался экспериментировать с пассивной DRS и прочими спорными решениями. Машина просто получилась. И проиграла чемпионат.

Точнее, проиграла его команда, совершившая громадное количество ошибок. Да, теперь Сэм Майкл гордится, что именно его механики рекордсмены по скорости замены колес. Но рекорд этот стал результатом работы над теми самыми ошибками.

В первой половине сезона Хэмилтон по вине команды потерял пять побед. Чего только не происходило: и недолив топлива, сначала в гонке, а потом и в квалификации, и поломка домкрата, и постоянные проблемы с гайковертами, а к концу сезона еще и механические отказы.

Семь поулов Льюиса доказывали, что машина быстра и развивается, но всего четыре победы, причем совсем не по вине пилота, привели к уходу номинального первого номера из родной команды. Что не добавило боевого духа McLaren на финише сезона.

Да, был еще Дженсон и его три победы, но второму британскому чемпиону не хватило стабильности. Научиться выводить резину Pirelli на оптимальную температуру в квалификации Баттону не удалось, и он достаточно рано выпал из борьбы за титул.

А чемпионская гонка Хэмилтона закончилась сходом в Абу-Даби. Победа в последнем гран-при сезона подсластила пилюлю, но ведь весной планировалось выиграть оба титула. И что самое обидное – эта задача была вполне выполнима.

GP_03_13_3

Lotus F1 Team

4-е место в Кубке конструкторов, 303 очка

Кими Райкконен, 207 очков, 3-е место

Роман Грожан, 96 очков, 8-е место

Жером д’Амброзио, 0 очков, 15-е место

Такого успеха команды Эрика Булье прошлой весной никто не ожидал. Здесь сменилось все, от названия самой команды и раскраски машины до пилотского состава. Приглашение Кими Райкконена и Романа Грожана на роли призовых пилотов казалось авантюрой. Оба не имели гоночной практики на высшем уровне, но Булье рискнул. И риск оправдался.

После прошлогодних экспериментов с выпускной системой конструкторский штаб в Энстоуне вернулся к консервативным решениям. И пилоты получили быструю и надежную машину.

Кто ожидал, что оба гонщика смогут регулярно подниматься на подиум? И это при том, что Райкконен с первых тестов жаловался на неудобный кокпит и совершенно не устраивающее его рулевое управление. Было предложено несколько вариантов, но до конца проблему решить так и не удалось. Кими говорил, что отсутствие обратной связи мешает ему в настройках, и большую половину сезона он мучился с недостаточной поворачиваемостью в гонках, выявить которую в пятницу не удавалось.

Под руководством Джеймса Эллисона команда в течение сезона пыталась довести до ума собственную систему пассивной DRS, но рисковать в гонках не хотела. Машина была стабильно быстра и вовремя получала обновления, помогавшие бороться с самыми серьезными соперниками. Достаточно сказать, что Кими претендовал на титул в своем «первом» сезоне в «Формуле 1». И даже одержал первую победу для новой команды.

В это трудно поверить, но Lotus опять в «большой четверке». Даже без Колина Чепмена.

 Mercedes AMG Petronas

5-е место в Кубке конструкторов, 142 очка

Нико Росберг, 93 очка, 9-е место

Михаэль Шумахер, 49 очков, 13-е место

Mercedes закончил сезон двумя громкими отставками. И если пенсия Шумахера была вполне прогнозируема, то добровольный уход Норберта Хауга был как гром среди ясного неба. Росс Браун, отдавая свою команду штутгартскому концерну, не обещал скорых успехов, но все надеялись на поступательное движение вперед.

«Команда мечты» упустила четвертое место в Кубке конструкторов. Оказалось, что звездный конструкторский и пилотский состав не гарантирует успеха. Боб Белл, Джефф Уиллис, Джон Оуэн, Альдо Коста, Лойк Бигуа – все эти люди, не считая самого Росса Брауна, разрабатывали и строили W03 для самого заслуженного пилота в истории «Формулы 1». Итог плачевен: один поул и единственная победа.

Реорганизация команды продолжается, и в ее рамках Mercedes затеял реконструкцию аэродинамической трубы, которая, судя по словам руководства, и стала причиной столь низких результатов.

Но есть и другая точка зрения. Все ресурсы команды были направлены в разработку и доработку волшебного воздуховода, обещавшего прирост скорости на прямых. А прироста не получилось.

Кроме того, шасси оказалось откровенно неудачным механически. Машина не могла прогреть шины, а когда резина все же прогревалась до рабочей температуры, мгновенно истиралась. Проблема оказалась нерешаемой. Вместо того чтобы работать над механикой, конструкторский штаб взялся на новую выпускную систему с эффектом Коанда, которая, как и воздуховод, не принесла ожидаемого эффекта.

А работы по доводке аэродинамики проводить было просто негде. Поэтому никто не удивился, когда Лойк Бигуа объявил о своем уходе из Merecedes. А потом еще и Хауг, взявший всю вину за провал на себя. Кстати, во многом благодаря ему в команде появился Хэмилтон. Но он остается в одиночестве. Зато в окружении звездных конструкторов и новых руководящих звезд.

GP_03_13_4

Sauber F1 Team

6-е место в Кубке конструкторов, 126 очков

Серхио Перес, 66 очков, 10-е место

Камуи Кобаяши, 60 очков, 12-е место

Казалось, что уход Джеймса Ки с поста главного конструктора Sauber’а негативно скажется на работе команды. Ничуть не бывало. Швейцарская конюшня, привыкшая работать с минимальным количеством средств и специалистов, даже не стала искать замену. Высокий пост перешел по наследству Мэтту Моррису, и он прекрасно со всем справился, а команда провела лучший сезон в своей истории.

Дело в том, что здесь нет одного гениального конструктора. Стараясь экономить, технический центр в Хинвилле доводит до логического завершения все идеи, а одно из лучших в «Формуле 1» оборудование позволяет получить едва ли не самые точные результаты в трубе, в компьютере и на трассе. Главное, чтобы идеи были.

А они есть. Узкая корма, короткие боковые понтоны, эффект Коанда, нестандартное решение в оперении. Все это стало не только предметом обсуждения с первых тестов, но и объектом повторений другими командами. И даже лидеры не прошли мимо.

В Sauber’е избрали очень интересный путь. С31 не могла прогреть шины за один квалификационный круг, но очень экономно расходовала резину в гонке при достаточно приличной скорости. И это был осознанный выбор. Не у многих команд в штате есть серьезные специалисты-шинники, а в Sauber’е работает Пьер Ваш, бывший сотрудник гоночного отделения Michelin.

Его опыт позволил добиться такого успеха. Меньшее количество пит-стопов в самых трудных гонках – не только заслуга пилотов, поднимавшихся на подиум в прошедшем сезоне и даже боровшихся за поул и победу. В итоге – в три раза больше очков в копилке, шестое место в Кубке конструкторов и первый в истории лучший круг в гонке. Да, и первая женщина у руля команды «Формулы 1».

 Sahara Forse India

7-е место в Кубке конструкторов, 109 очков

Нико Хюлькенберг, 63 очка, 11-е место

Камуи Кобаяши, 46 очков, 14-е место

Интересно, где бы оказалась Force India, не преследуй ее хозяев финансовые проблемы. И Виджей Малья, и совладелец команды Субрата Рой несколько раз за сезон вызывались в индийские суды для решения финансовых вопросов. Понятно, что уверенности это никому не добавляло.

Весной Малья был нацелен на пятое место в Кубке конструкторов. И не без оснований. Шасси достаточно быстрое, двигатель Mercedes, гидравлика и коробка передач от McLaren, технологическая поддержка из-за океана от Penske. Два молодых амбициозных пилота… В общем, крепкий середняк с уверенным попаданием в заключительную треть квалификации.

Не хватило чуть-чуть. Да, можно говорить, что едва не догнали Sauber. Но ведь не за пятое место боролись. В принципе, при всех экономических проблемах индийским хозяевам хватало денег на команду без откровенных рента-драйверов. Чуть не успевали с доработками, но не критично. Сезон в плюс? Возможно. Ведь никто не требует отчета о невыполненных обещаниях.

Williams F1 Team

8-е место в Кубке конструкторов, 76 очков

Пастор Мальдонадо, 45 очков, 15-е место

Бруно Сенна, 31 очко, 16-е место

Повторение классического сочетания Williams-Coswotrh не сработало. Настало время второго классического сочетания – теперь уже Williams-Renault. Никто не ждал, что эффект будет мгновенным, ждали просто прогресса. И он есть. Дело не в единственном месте в Кубке конструкторов, отыгранном в прошлом сезоне, а в количестве набранных очков и в первой с 2004 года победе.

Это был двойной праздник – Фрэнк Уильямс отмечал 70-летие. И праздник едва не похоронил команду. В боксах вспыхнул пожар. Никто серьезно не пострадал, но почти все имущество было потеряно. И имущество не дешевое. Интересно, что все было восстановлено силами всех команд «Формулы 1» за две недели.

Стабильный прогресс – так можно было бы охарактеризовать ситуацию в Willliams после перестройки. Новое шасси работы опального Майка Кофлэна и Марка Гиллана получилось консервативным, но достаточно конкурентоспособным. Команде и пилотам не хватило стабильности.

И дело не столько в технике, сколько в атмосфере. Уход Алана Парра, продажа части команды Тото Вольффу, чехарда со спонсорами. Все это не способствует необходимой стабильности. А отсюда и отсутствие прогресса по ходу сезона. Вроде бы оба Williams все время были на виду и боролись за очки, но реалии таковы: в первых пяти гонках было набрано 43 очка, остальные 33 – в пятнадцати. С такими показателями трудно претендовать на лидерство.

Scuderia Toro Rosso

9-е место в Кубке конструкторов, 26 очков

Жан-Эрик Вернь, 16 очков, 17-е место

Даниэль Риккардо, 10 очков, 18-е место

В Toro Rosso странная ситуация. С одной стороны, эта конюшня – кузница молодых талантов для старшей сестры, но с другой – она едва сводит концы с концами. Матешиц не раз говорил, что хотел бы продать свою вторую команду, но на деле все не так просто. Toro Rosso обязана сама строить свои машины, укреплять конструкторский штаб и искать спонсоров.

Джорджио Асканелли снят с должности главного конструктора – его шасси в очередной раз не оправдало ожиданий. Его место занял Джеймс Ки, который очень серьезно подошел к своим обязанностям. Известно, что доводить до ума чужую работу дело неблагодарное, тем не менее после появления нового главного конструктора пилоты стали зарабатывать очки.

Появился и серьезный спонсор – инвестиционный фонд Aabar Investments, владевший ранее акциями Mercedes. Станет ли это первым серьезным шагом к независимости? Неизвестно. Кузница вроде бы.

Caterham F1 Team

10-е место в Кубке конструкторов, 0 очков

Виталий Петров, 0 очков, 19-е место

Хейкки Ковалайнен, 0 очков, 22-е место

В Caterham’е закончен очередной этап становления. Команда наконец переехала на новую базу, и, казалось бы, должен произойти прорыв. Но прорыва не было. Не помог ни двигатель Renault, ни появившаяся система KERS. Машина откровенно медленная. Но главная проблема в том, что в команде нет своей аэродинамической трубы, и все приходится делать на базе Williams, поэтому обновления запаздывают.

В 2012 году Тони Фернандес ожидал серьезного прогресса. Главным соперником Caterham’а называли Toro Rosso, но прогресса не последовало. Это кажется странным, но довольно крепкая команда разработчиков допустила ряд серьезнейших просчетов. Прежде всего немалая часть ресурсов ушла на разработку и изготовление новой выпускной системы. Она была готова к гонке в Сильверстоуне и не сработала.

Машину решено было обновлять до последней гонки – она должна была стать основой для шасси 2013 года. Так и делалось, но без заметной прибавки скорости. Только в Бразилии Виталию Петрову удалось отвоевать 10-е место в Кубке конструкторов у Marussia и заработать для команды немалые призовые. Можно было бы радоваться, но у Marussia нет KERS и, мягко говоря, не самый мощный двигатель. Она должна была проиграть все еще в начале сезона. Так что дела Caterham’а вовсе не блестящи.

Последним шагом в реструктуризации стал уход с капитанского мостика отца-основателя. Теперь командой руководит Сирил Абитебул. Интересно, можно ли действительно построить быструю машину из уже имеющегося шасси?

Marussia F1 Team

11-е место в Кубке конструкторов, 0 очков

Тимо Глок, 0 очков, 20-е место

Шарль Пик, 0 очков, 21-е место

За аутсайдерами, как правило, пристально не наблюдают, но последить за Marussia в прошедшем сезоне стоило. Хотя бы потому, что место уволенного Ника Уирта занял Пэт Симонз. И результат налицо. Команда вернулась в аэродинамическую трубу, отказавшись от вычислительной аэродинамики. Правда, своей лаборатории у нее пока нет и она проводит все исследования на базе McLaren, но проводит их очень успешно.

Marussia сумела без проблем преодолевать 107-процентный барьер в квалификациях и финишировать в гонках. Никто не собирался конкурировать с Caterham’ом – просто потому, что не было средств на KERS. Но шасси получилось очень неплохим, и в быстрых поворотах MR 01 оказалась быстрее конкурентов.

Интересно, что при лютой экономии технический центр команды готовил очень серьезные обновления – менялась вся аэродинамика, был разработан даже новый диффузор. Причем все новинки сработали. Теперь просто необходимо найти серьезных инвесторов, и тогда Marussia сможет прогрессировать, что она уже доказала. Ведь оба пилота в личном зачете обошли Хейкки Ковалайнена.

 HRT F1 Team

12-е место в Кубке конструкторов, 0 очков

Нараин Картикеян, 0 очков, 24-е место

Педро де ля Роза, 0 очков, 25-е место

Из ничего ничего и получилось. Thesan Capital, владевший испанской конюшней, хотел просто продержаться на плаву, чтобы продать наконец-то то, что официально называлось командой. Возможно, останься на руководящем посту Колен Коллес, HRT еще бы недолго пожила. Но он не мог заинтересовать инвесторов. А имя Луса Переса-Сала в Испании хорошо известно. И он рискнул репутацией. И даже сумел найти нескольких небольших спонсоров в лице продавцов оливкового масла и компьютерщиков. С помпой был обставлен переезд на новую базу в Мадриде. Проблема лишь в том, что база была арендована и никакого производства на ней не было. Ему просто неоткуда было взяться.

Что говорить, если ложемент для Педро де ля Розы, согласившегося принять участие в «испанской мечте», изготавливали в Германии за несколько дней до начала Гран-при Австралии, а машина до официальных тренировок ни разу не появилась на трассе. Шасси было старым и медленным, результаты соответствующие.

В последних гонках сезона у Педро напрямую спрашивали, не боится ли он выходить на старт на машине, у которой выработан ресурс тормозной системы. Педро не боялся. Итог закономерен. База закрыта, сотрудники распущены, имущество продается. Конец еще одной национальной гоночной мечты.

Станислав ЛОМАН

Также по теме:

  • Никаких других плановНикаких других планов Эдриану Ньюи нравится побеждать с Red Bull. Каждая команда в «Формуле 1» мечтает когда-нибудь получить Эдриана Ньюи. Каждый год о его будущем ходит масса слухов, от ухода на пенсию […]
  • Формула-1: ЧетырехкратныйФормула-1: Четырехкратный Сезоны, в которых судьба титула, к счастью болельщиков, решалась на последних метрах последнего гран-при, закончились. Наступила эра тотального превосходства. Превосходства одной команды и […]
  • F1: Итоги сезона. Конец эпохиF1: Итоги сезона. Конец эпохи Четвертый чемпионский титул подряд у Себастьяна Феттеля и четвертый же подряд Кубок конструкторов у команды Red Bull. Для многих болельщиков Больших призов гонки стали неинтересны – уж […]
 
Комментарии

Еще нет комментариев.