MotorNews - Автомобильный журнал
Все Марки
Toyota
Citroen
Mercedes
BMW
Porsche
Lexus
Peugeot
Ford
Mazda
Volvo
Volkswagen
Renault
Mitsubishi
Hyundai
Honda
Audi
Land Rover
Jaguar
Acura
Skoda
Nissan
Fiat
Mini
Range Rover
Lamborghini

Марк Уэббер. Неплохо для второго

MotorNews 2’2014

Бывало и получше!Не фонтан!Среднячек!Достойно!Отлично! (Проголосуй первым!)
Loading...Loading...

Казалось бы, его уход из «Формулы 1» не самая тяжелая потеря в паддоке. Более чем за десять лет на вершине автоспорта всего девять побед, а бронза в чемпионате мира – высочайшее достижение. Сколько таких уже здесь было!

Марк Уэббер

Но почему же после известия об отставке Марка Уэббера все загрустили? Рубаха-парень? Душа компании? Нет, просто настоящий гонщик. Быстрый и стабильный. Хотя достаточно посмотреть на результаты, чтобы понять: звезд с неба он не хватал.

Но ведь многие современные болельщики, глядя на статистические выкладки, со скепсисом относятся к титулу Кеке Росберга. Подумаешь, одна победа в сезоне! Но если поговорить с пилотами, которые боролись тогда с Росбергом-старшим за корону, то ни один из них не скажет, что тот титул был незаслужен.

С Марком та же история. Нет ни одного гонщика в F1, сомневающегося в его профессиональных и человеческих качествах. Хотя один, наверное, все же есть. И как ни странно, именно этот один с легкостью изменил карьеру нашего героя, какой бы странной она ни казалась.

Марк Уэббер

Марк Уэббер

Два подиума Марка Уэббера. Последний в Бразилии 2013 года и первый в Мельбурне 2002 года – вместе с хозяином тогдашней Minardi австралийцем Поло­м Стоддартом. Завидная стабильность и знак. Если уж кто никогда и не сдавался, то это Марк

Марк с детства занимался спортом, но технические виды интересовали парнишку только потому, что его папа торговал мотоциклами. Так что первые гонки, в которых Уэббер-младший принял участие, были совсем не автомобильными. Только в пятнадцатилетнем возрасте он впервые сел за руль карта, не ставя перед собой никаких высоких целей.

Будущий пилот экстра-класса, как и все соседские парни, смотрел гонки по телевизору, болел за Алена Проста, но свою жизнь с «Формулой 1» никак не связывал. Это было всего лишь детским увлечением. Однако два года спустя он выиграл национальный чемпионат, и нужно было двигаться дальше. И здесь все произошло как-то само собой.

Руководители команды Van Diemen пригласила его выступить в британской «Формуле Ford». В итоге – второе место и титул «Новичок года». И тут же новое предложение: теперь «Формула 3». Как было отказаться! Но скоро выяснилось, что большие гонки в Англии пареньку из австралийского Куинбиана не по карману.

Пришло время паковать чемоданы. Но мир оказался не без добрых людей. Звезда регби Дэвид Капмез помог земляку. Не то чтобы решил все финансовые проблемы, но именно с его помощью Марку удалось закончить сезон и получить настоящую гоночную работу у Норберта Хауга в Mercedes. Многие помнят полет его серебристой машины в Ле-Мане.

Победа в Сильверстоуне пос­ле того самого инцидента с новым крылом была, пожалуй, наиболее эмоциональна. Неплохо для второго

Победа в Сильверстоуне пос­ле того самого инцидента с новым крылом была, пожалуй, наиболее эмоциональна. Неплохо для второго

Многие в Бразилии посчитали, что эта благодарность команды несколько запоз­дала. И было бы еще неплохо принести извинения – хотя бы за так не вовремя отваливающиеся в гонках колеса

Многие в Бразилии посчитали, что эта благодарность команды несколько запоз­дала. И было бы еще неплохо принести извинения – хотя бы за так не вовремя отваливающиеся в гонках колеса

Но это все предыстория. Заработанных денег хватило на продолжение карьеры. Да и место найти было легко – как-никак бронзовый призер чемпионата FIA GT с пятью победами в десяти этапах. Казалось бы, куда выше. Но Марк решил закончить начатое дело – формульные гонки.

Два года в F3000 все подтвердили. Бронза в дебютном сезоне и серебро в следующем. Плюс контракт тест-пилота в Arrows у Тома Уолкиншоу. И не только потому, что главным спонсором была компания австралийца Пола Стоддарта, который так любил гонки, что выкупил команду Minardi. Нетрудно догадаться, кто стал призовым пилотом самой маленькой конюшни пелетона в 2002 году.

В первой же своей гонке на Гран-при Австралии австралийский пилот, выступающий за команду австралийца, добыл очки. Пятое место! И к восторгу местной публики, Стоддарт и Уэббер взошли на подиум. Правда, уже после официального награждения. Интересно, что и последнюю свою гонку в карьере Марк отметил подиумом.

А между этими двумя событиями было двенадцать лет в «Формуле 1», больше двухсот стартов, сорок два подиума, тринадцать поулов, девятнадцать лучших кругов и девять побед, две из которых в Монако. Могло быть больше? Многие считают, что наверняка, если бы не тот самый гонщик, для которого Уэббер не авторитет.

Феттель не просто в 2009 году пришел в Red Bull, где Марк работал уже два года, помогая строить и команду, и машины с нуля. Эта команда его взрастила с младых ногтей. Нужно ли удивляться, что взаимоотношения сначала с Себом, а потом и со всем коллективом у Марка развалились. Он просто не мог стать здесь лидером. Мог стать чемпионом, но только в самой критической для команды ситуации.

Этот полет Марка в Ле-Мане помнят все. Помнят, что команда после него снялась с гонки. Не помнят только, что по итогам сезона Уэббер стал бронзовым призером чемпионата FIA GT

Этот полет Марка в Ле-Мане помнят все. Помнят, что команда после него снялась с гонки. Не помнят только, что по итогам сезона Уэббер стал бронзовым призером чемпионата FIA GT
Этот полет Марка в Ле-Мане помнят все. Помнят, что команда после него снялась с гонки. Не помнят только, что по итогам сезона Уэббер стал бронзовым призером чемпионата FIA GT

Феттель в первый же свой сезон выиграл четыре гонки, дважды был вторым и дважды третьим, а закончил сезон вице-чемпионом – против четвертого места у Уэббера. Следующий год должен был стать переломным – и стал им. Оба пилота Red Bull боролись за титул. Перед последним этапом чемпионата Уэббер был вторым, а Феттель третьим в общем зачете. Но выиграть корону Марк не мог по определению.

Это стало понятно еще в Сильверстоуне, когда Себ во время тренировки разбил переднее крыло новой спецификации. И получил еще одно – снятое с машины своего напарника. Уэббер со старым крылом проиграл Феттелю поул. Проиграл чуть больше одной десятой секунды. Он был в бешенстве, но взял себя в руки и, сжав зубы, выиграл гонку. А после финиша спросил у своей команды по радио: «Неплохо для второго?»

Марк Уэббер
Два сезона в настоящей заводской команде Jaguar. 17 очков в копилку и несколько седых волос

Два сезона в настоящей заводской команде Jaguar. 17 очков в копилку и несколько седых волос

Всю свою карьеру Марк был оторван от семьи. Австралийкому парнишке в Европе жилось нелегко. Но родители все же иногда наезжали

Всю свою карьеру Марк был оторван от семьи. Австралийкому парнишке в Европе жилось нелегко. Но родители все же иногда наезжали

Уже тогда в паддоке стали говорить о заговоре. Негромко. Но уличить Red Bull в предвзятости невозможно, да и смысла в этом нет. Не секрет, что машины здесь строятся под Феттеля, только справедливости ради нужно отметить, что никаких специфических требований, выходящих за грани разумного, у четырехкратного чемпиона мира нет. Так, некоторые тонкости.

Ну, например, время срабатывания сцепления. Сколько в прошедшем сезоне Уэббер проиграл стартов? Говорили, что он не может привыкнуть к работе сцепления… Ясно, что это не заговор, однако в середине сезона, когда уже стало известно, что Уэббер не подпишет нового годового контракта с любимой командой, шепот в паддоке прекратился. Многие заявили в полный голос: саботаж!

В это не хочется верить, но странно, когда один пилот в команде выигрывает тринадцать гонок в сезоне, а второй – ни одной. При этом именно с его машиной происходят все возможные неприятности. В Австралии сбой управляющей электроники двигателя и отказ KERS, в Малайзии скандал с неправомерным обгоном Марка Феттелем, в Китае ошибка в работе топливозаправочной машины, остановка с пустыми баками в квалификации и оторвавшееся после пит-стопа колесо. Еще раз колесо отвалилось в Германии. В Венгрии возникли проблемы с электроникой, в итоге только десятое место на старте, в Бельгии потеря трех позиций из-за того самого сцепления, в Сингапуре пожар, в Японии непонятно откуда взявшаяся стратегия трех пит-стопов, в Индии отказавший генератор, в Абу-Даби опять сцепление…

Глупо, казалось бы, покидать по собственной воле команду, не знающую поражений четвертый год подряд. Но выдержать ожидание ежегодной пролонгации контракта очень непросто. Тем более что у напарника соглашение долгосрочное и практически без условий.

Еще один сезон провести в оруженосцах Феттеля Марк уже не хотел. Ведь всем понятно, что выиграть чемпионский титул за Red Bull может только один пилот. Малай­зийский скандал с нарушением Себастьяном командного приказа просто поставил точку в формульной карьере Марка.

Он вернется в Ле-Ман. С настоящей заводской командой. Самой заслуженной в истории прославленного марафона. И гарантированно не будет там вторым пилотом. Только первым.

Станислав ЛОМАН
Фото: архив автора

Также по теме:

  • F1: Итоги сезона. Конец эпохиF1: Итоги сезона. Конец эпохи Четвертый чемпионский титул подряд у Себастьяна Феттеля и четвертый же подряд Кубок конструкторов у команды Red Bull. Для многих болельщиков Больших призов гонки стали неинтересны – уж […]
  • Новый регламент F1. РеволюцияНовый регламент F1. Революция До начала гонок в «Формуле 1» осталось сов­сем немного – уже предъявлены первые машины, построенные по новому регламенту. Болельщики сгорают от нетерпения. Самое время попытаться […]
  • F-1. Обзор команд. Сплошной  сумбурF-1. Обзор команд. Сплошной сумбур Итак, что мы знаем? Что новый сезон начался в Австрали­и, на старт вышли хорошо знакомые команды, укомплектованные хорошо известными пилотами (всего три дебютанта – это совсем немног­о). […]
 
Комментарии

Еще нет комментариев.