MotorNews - Автомобильный журнал
Все Марки
Toyota
Citroen
Mercedes
BMW
Porsche
Lexus
Peugeot
Ford
Mazda
Volvo
Volkswagen
Renault
Mitsubishi
Hyundai
Honda
Audi
Land Rover
Jaguar
Acura
Skoda
Nissan
Fiat
Mini
Range Rover
Lamborghini

F1: Итоги сезона. Конец эпохи

MotorNews 1’2014

Бывало и получше!Не фонтан!Среднячек!Достойно!Отлично! (Проголосуй первым!)
Loading...Loading...

Четвертый чемпионский титул подряд у Себастьяна Феттеля и четвертый же подряд Кубок конструкторов у команды Red Bull. Для многих болельщиков Больших призов гонки стали неинтересны – уж слишком предсказуем результат.

Формула 1

Но в первой половине сезона все не было так однозначно. Как минимум три команды практически на равных боролись с очередным гениальным творением Эдриана Ньюи, и боролись небезуспешно. Соперники считают, что летний пересмотр конструкции шин сыграл на руку Red Bull. И это, скорее всего, соответствует действительности, но так ли просто все объясняется? Все ли дело в шинах, которые в очередной раз стали самой непредсказуемой переменной? И почему именно команде Матешица в очередной раз все удалось? Да еще и с таким серьезным преимуществом.

С финишем в Бразилии закончилась целая эра в «Формуле 1». Больше не будет атмосферных восьмерок. Говорят, что с приходом новых силовых установок изменится вся суть автогонок. Что пилоты вынуждены будут не столько бороться на трассах, сколько следить за расходом топлива и зарядом батарей. Но это еще впереди. Пока же итоги.

Red Bull Racing

1-е место в Кубке конструкторов, 596 очков

Себастьян Феттель, 397 очков, 1-е место
Марк Уэббер, 199 очков, 3-е место

В том, что Red Bull будет фаворитом чемпионата, не возникало сомнений уже в конце прошлой зимы. И вовсе не потому, что пилоты сдержанно-положительно отзывались о машине уже после первых тестов. Сам Ньюи говорил, что задача выиграть оба титула в 2013 году не самая трудная в его карьере.

И понять его не так сложно. В условиях неизменного спортивного и технического регламента достаточно качественно модернизировать готовое шасси, которое прекрасно понимают и пилоты, и механики, и разработчики. И здесь Red Bull изначально был в выигрышной ситуации.

Команда три раза подряд уже побеждала в чемпионатах, доказывая, что у нее лучшая машина в современном пелетоне. Так что задача была относительно проста – не растерять преимущества. И это не всегда удавалось.

В первой половине сезона Феттель выиграл четыре гонки из десяти, и борьба шла практически на равных. При этом внутри самой команды все были уверены, что RB9 способна на большее и только недолговечность резины мешает машине громить всех и вся.

Однако на деле все было не так однозначно. Пилоты Red Bull до летнего перерыва не превосходили соперников на голову. Как минимум еще три команды если и не были равны по скорости, то уступали совсем чуть-чуть. Неизвестно, помогла ли новая конструкция резины совершить осенний прорыв, но то, что после каникул Red Bull отработал лучше всех, бесспорный факт.

Формула 1
Формула 1

Дело не в том, что к каждой гонке начиная со Спа пилотам прежде всего предлагались новые аэродинамические элементы. Ключевой момент в том, что все они работали. Причем работали лучше, чем на машинах соперников.

Ньюи удалось решить сложнейшую задачу: он сумел от гонки к гонке не просто сохранять лучшие показатели в прижимной силе, но и улучшать их, параллельно облегчая работу резины. Иными словами, снижая механическое сцепление, он наращивал аэродинамическое, принципиально не теряя в скорости.

Интересно, что почти та же ситуация была и год назад: первая половина сезона оказалась очень тяжелой. Но разница все же принципиальная. Машина-победитель прошлого сезона легче вышла на новый чемпионский уровень. И главный пилот не подкачал.

И это важно. Дело не только в Феттеле, который, как выяснилось, ради очередной победы готов на все, вплоть до разрыва отношений с партнером и скандалом внутри команды. Дело во всем коллективе, который шутя выигрывает у соперников на пит-лейне.

Вот они, компоненты победы: конструктор, машина, пилот, команда. И от пилота зависит немало – достаточно посмотреть на количество выигранных им очков.

Mercedes AMG Petronas

2-е место в Кубке конструкторов, 360 очков

Льюис Хэмилтон, 189 очков, 4-е место
Нико Росберг, 171 очко, 6-е место

Лучший сезон в истории обновленной заводской команды Mercedes. И это при том, что изначально коллектив рассматривал 2013 год как переходный. По плану Лауды, все должно было начаться с новым регламентом. Но произошло быстрее, и не всегда благодаря усилиям Mercedes.

Смена в межсезонье ключевых игроков – Хауга на Вольффа, а Шумахера на Хэмилтона – теоретически не могла добавить стабильности. Кроме того, велись постоянные разговоры о замене Росса Брауна. Не лучшая обстановка для того, чтобы выиграть чемпионат.

Команда испытывала самые серьезные проблемы с износом резины. Отсюда прекрасный темп в субботу и провальные гонки. На длинных дистанциях машина просто убивала резину. Ситуация была настолько непонятна, что конюшня занялась разработкой гидравлической «думающей» подвески. Система должна была связать упругие элементы подвески и взаимодействовать с ними, сохраняя неизменным клиренс в любой момент движения автомобиля.

Сами шинники утверждали, что деформация шины образца 2013 года серьезно влияет на воздушные потоки под днищем. Отсюда все попытки перекачать резину и плачевные последствия этой процедуры.

Формула 1
Формула 1

Интересно, но даже изменение конструкции шин не позволило Mercedes решить проблему. А ведь теоретически это были составы прошлого года, хорошо известные всем. Тем не менее Mercedes стал одной из трех команд, к которым у FIA были претензии по поводу гибких элементов днища. Значит, решить проблему на новом шасси Росс Браун и его спецы так и не сумели.

Да и «тайные» тесты Pirelli, которые, вне всякого сомнения, должны были помочь в понимании работы новых шин, вылились в скандал. А все добытые знания были перечеркнуты возвращением к резине 2012 года.

Казалось бы, шины – вот корень проблемы. Но и пилоты немецкой конюшни не блистали. Странным образом Росберг вдруг потерял свою стабильность, а Хэмилтон слишком долго адаптировался к новой машине и ее управляемости. Как это ни удивительно, но пилоты экстра-класса в течение сезона поочередно теряли скорость – то гоночную, то квалификационную. Так что высокий результат Mercedеs не в последнюю очередь связан с нестабильными выступлениями других команд.

Scuderia Ferrari

3-е место в Кубке конструкторов, 354 очка

Фернандо Алонсо, 242 очка, 2-е место
Фелипе Масса, 112 очков, 8-е место

В Ferrari решали проблемы с аэродинамикой. Казалось бы, все было ясно: труба настроена неправильно – отсюда и сложности. Весь сезон специалисты Скудерии трудились на базе Toyota в Кельне, а к приглашенному Лоику Бигуа добавили еще Мартина Бестера, который работал в McLaren, BMW Sauber и вместе с Бигуа в Williams. И вроде бы все решили. Но всего две победы не показатель для команды, которая жаждет чемпионства.

Еще зимой стало ясно, что машина получилась не самой быстрой. Алонсо осторожно оценивал шансы и считал, что главным оружием Скудерии станет быстрая и качественная доработка по ходу сезона, после которой и произойдет перелом. Но перелома не произошло.

Формула 1
Формула 1

Вряд ли дело в распылении ресурсов, человеческих и финансовых. Ведь еще до начала чемпионата было известно, что Ferrari собирается параллельно работать над двумя проектами: для 2013 и 2014 года. И руководители проектов, и сотрудники в них не будут переключаться на другие задачи. Они и не переключались. Но машина не выигрывала.

F138 была очень конкурентоспособной в гонках, но на одном круге квалификации не могла соперничать с Red Bull и Mercеdes, а таланта Алонсо не всегда хватало на то, чтобы отыграться. Соперники, стартовавшие впереди, отрывались все дальше и дальше.

Ferrari в очередной раз пала жертвой собственной консервативности. Пожалуй, нет в пелетоне другой команды, не внедрившей такое количество новинок, как Скудерия. Они привозили целые пакеты обновлений, испытывали их в пятницу, но в гонках не использовали. Никто не хотел брать на себя ответственность.

Дело дошло даже до перепалки Алонсо с Лукой ди Монтеземоло, и Фернандо, по слухам, начал даже искать новое место работы. Но скандал замяли. В Маранелло пригласили Джеймса Эллисона, который стал техническим директором по работе с шасси. Скорее всего, именно на него возложат ответственность за все смелые решения в будущем, а вернувшийся «в семью» Кими должен будет поддерживать Эллисона.

Lotus F1 Team

4-е место в Кубке конструкторов, 315 очков

Кими Райкконен, 183 очка, 5-е место
Роман Грожан, 132 очка, 7-е место
Хейкки Ковалайнен, 0 очков, 21-е место

Lotus стал едва ли не главным героем последних двух сезонов. Коллектив, не обладающий потенциалом топ-команд, ни финансовым, ни техническим, сумел на равных сражаться с грандами. Наследники Колина Чепмена первыми представили свою машину, быстро излечили ее детские болезни и выиграли первую же гонку в сезоне. И это при том, что команда в межсезонье установила печальный рекорд: она понесла самые большие убытки за всю историю «Формулы 1».

Но при этом Lotus умудрялся быстро и качественно обновлять свою машину, построить специальное шасси для Грожана, который не мог привыкнуть к стандартному, разработать и запустить в гонки длиннобазное шасси и продолжить работы над пассивной DRS.

Формула 1
Формула 1
Формула 1
Формула 1

После первых пяти гонок команда занимала третье место в Кубке конструкторов, а Райкконен перед летними каникулами был вторым в личном зачете. А дальше вспыхнул глупейший скандал, совсем не украсивший чемпиона, который вдруг обиделся и ушел в Ferrari. Оказалось, что причитающуюся ему сумму Кими должен был получить по окончании сезона, как и в прошлом году. Просто потому, что Булье и Лопес считали, что вовремя платить людям на фабрике и в боксах важнее для результатов команды, чем миллионеру Райкконену. Но финн решил обидеться. Плохо то, что вслед за ним команду покинули Джеймс Эллисон, создававший ее последние машины, и Дирк де Бир, возглавлявший отдел аэродинамики. Оба отправились вслед за Кими в Ferrari.

Потерь у Lotus много, но есть и приобретения. Во-первых, Грожан, который во второй половине сезона превратился в лидера команды, а во-вторых, Мальдонадо, принесший, по непроверенным данным, в Энстоун около $30 млн. Хватит ли этого, чтобы удержаться в четверке сильнейших?

Vodafone McLaren Mercedes

5-е место в Кубке конструкторов, 122 очка

Дженсон Баттон, 73 очка, 9-е место
Серхио Перес, 49 очков, 11-е место

Третье место McLaren в 2012 году казалось серьезной неудачей. Но только что завершившийся сезон стал просто катастрофой. Решение не развивать самый быстрый в пелетоне МР4-27, а строить принципиально новую машину выглядело не очень убедительным, тем более что команда решила использовать принципиально другую систему передней подвески, на понимание работы и настройку которой требовалось много времени.

Но проблема медленного шасси, которое впервые с 1980 года не позволило пилотам McLaren хотя бы подняться на подиум, была, конечно, не в конструкции подвески. Сама команда считает, что злую шутку с ней сыграла корреляция данных между показателями в аэродинамической трубе, компьютерным моделированием и данными, полученными на трассе.

Вроде бы все понимали, что если отдельно взятый элемент улучшает время прохождения круга на одну десятую секунды, то шесть таких элементов не позволят прибавить полсекунды. Это аксиома, но то, что шесть этих элементов сделают машину медленнее, стало откровением для всех. До середины сезона штаб пытался хотя бы понять, почему «на натуре» не работают элементы, показавшие прекрасные результаты в трубе.

Что говорить, если в первой квалификации чемпионата лидер McLaren Дженсон Баттон проиграл времени поула три секунды! Но самое печальное, что исправить ситуацию конюшня так и не смогла.

Понятно, что уход ключевых специалистов только усугубил проблему. И срочный прием на работу Мэтта Морриса из Sauber в середине лета не мог компенсировать потерю Падди Лоу. У команды все сыпалось из рук. Уже летом Уитмарш объявил о свертывании программы по доводке МР4-28 – в этом просто не было смысла. Соперники отрывались все дальше, а McLaren не был в состоянии разобраться с «базовым» продуктом.

Формула 1
Формула 1
Формула 1
Формула 1

На этом фоне, казалось бы, нечего говорить об успехах пилотов. Но поговорить стоит. Баттон не сумел стать лидером. Ему просто не хватало раздражителя, которым был Хэмилтон. И коронованный британец оказался медленнее амбициозного новичка.

Да, Дженс набрал больше очков, но в квалификациях, по ходу сезона, уступил Пересу. И раскрыться Серхио не дала техника. Да и к работе с новыми людьми и техникой тоже нужно было привыкнуть. Он привык, обжился и потерял место основного пилота.

Ситуация в Уокинге очень непростая. Ко всем проблемам прибавляется еще и уход титульного спонсора. Болельщикам команды, по всей видимости, придется ждать новой эры с возвращающейся в «Формулу 1» Honda.

Sahara Forse India

6-е место в Кубке конструкторов, 77 очков

Пол ди Реста, 48 очков, 12-е место
Адриан Сутил, 29 очков, 13-е место

Как все хорошо начиналось! Force India в первой половине сезона показывала прекрасные результаты и к летнему перерыву была лучшей командой середины пелетона, опережая в Кубке конструкторов даже McLaren.

Пилоты объясняли такой успех возможностью беречь резину в гонках. Шасси очень экономно расходовало шины, обладая при этом неплохой скоростью и высокой прижимной силой. Это позволяло капитанскому мостику варьировать тактические схемы. В нескольких гонках пилоты Force India без проблем проходили дистанцию с меньшим, чем соперники, количеством пит-стопов.

А потом все остановилось. Команда потеряла темп, обновления оказывались неэффективными, кроме того, пилоты стали жаловаться на появившиеся вдруг сбои в работе гидравлических систем. Но самое главное – не могли объяснить, что именно работает не так.

Никто не говорит, что это была «спецакция» McLaren. И все же Force India долгие годы пользовалась технологиями коман­ды из Уокинга, но никогда не боролась с ней напрямую. Теперь же «индийцы» перед каникулами были впереди McLaren. Уитмарш уже договорился о том, что пристроит на будущий сезон в дочернюю коман­ду Кевина Магнуссена. И вдруг… Малья не подписывает контракт с выдвиженцем британцев, а после паузы официально отказывается от дальнейшего сотрудничества с Уокингом. Странно. Ведь раньше всех все устраивало.

Теперь светлое будущее с Mercedes, новый состав пилотов и умеренные разговоры о финансовых проблемах.

Sauber F1 Team

7-е место в Кубке конструкторов, 57 очков

Нико Хюлькенберг, 51 очко, 10-е место
Эстебан Гутьеррес, 6 очков, 16-е место

На фоне экономических проблем коман­ды потеря одного места в Кубке конструкторов – это даже не разочарование. Хотя потерять можно было несравнимо больше. Новое шасси лишилось своего главного козыря – Sauber едва ли не экономнее всех работал с резиной. Но ряд технических решений свел это преимущество на нет.

Формула 1
Формула 1

Трудно сказать, что именно стало основной проблемой: новая идеология передней подвески, зауженные боковые понтоны или пересмотренная аэродинамика. Но решить ее команда так и не смогла.

Конечно, сказался уход главного конструктора и потеря еще нескольких ключевых сотрудников. Но главной причиной стало отсутствие должного финансирования. К середине сезона Мониша Кальтенборн провела переговоры с несколькими крупными швейцарскими компаниями, но ни производителей кухонного оборудования, ни обувщиков, ни медиков предложение не устроило.

Вроде бы спасение пришло из России, но до конца сезона стороны так и начали серьезного сотрудничества. Более того, российский протеже Сергей Сироткин не получил обещанного места боевого пилота, а значит, договоренности оказались очень шаткими.

Результаты же команды плачевны. К середине чемпионата оба пилота набрали всего семь очков. И перспективы были не радужными.

Сегодня многие обсуждают, кто больше всех выиграл от возвращения шин образца 2012 года. Ответ прост – Sauber. За четыре гонки после каникул набрано 37 очков – при отсутствии финансирования и минимальных работах по доводке шасси.

Что дальше? Только один из двух боевых пилотов принесет в команду спонсорские средства. Что-то добавит тест-пилот Сироткин. Пока новых партнеров конюшня не нашла, и уже обсуждается вариант объединения с Marussia.

Scuderia Toro Rosso

8-е место в Кубке конструкторов, 33 очка

Жан-Эрик Вернь, 13 очков, 15-е место
Даниэль Риккардо, 20 очков, 14-е место

Новый этап в жизни «младшей» коман­ды прошел вполне успешно. Пришедший из Sauber Джеймс Ки и не пытался совершать техническую революцию. Он просто качественно модернизировал шасси 2012 года. Этого хватило, чтобы отрабатывающая второй полный сезон в «Формуле 1» молодежь из Red Bull смогла проявить себя в полной мере.

Смогла и проявила. В первой половине сезона и Вернь, и Риккардо стабильно претендовали на очки и набирали их по возможности. Никто не скрывал, что главная задача Ки – разработать машину для будущего сезона, и когда после летнего перерыва стало понятно, что под измененную шину нужно серьезно перестроить шасси, Франц Тост махнул рукой. Все ресурсы были перенаправлены на новый проект.

Да, задачу, озвученную перед началом сезона, Toro Rosso не решила: занять шестое место в Кубке конструкторов не удалось. Но кадры для главной команды куются. И место Уэббера досталось следующему австралийцу, Риккардо. Значит, все в порядке.

Очередным воспитанником стал россиянин Даниил Квят. И к нему стоит присмотреться. Не часто сегодня в «Формулу 1» молодые пилоты попадают исключительно благодаря своим результатам на трассе, а не толщине кошелька. В Red Bull верят, что вывели в люди нового Феттеля.

Williams F1 Team

9-е место в Кубке конструкторов, 5 очков

Пастор Мальдонадо, 1 очко, 18-е место
Валттери Боттас, 4 очка, 17-е место

Британская легенда опускается все ниже и ниже. Williams провел худший сезон в своей современной истории. Пять очков не заработаны – буквально вырваны у соперников. Казалось, что прошлогодняя победа и приглашения Майка Кофлэна на должность главного конструктора вернут команде былую славу. Williams дольше других работал над новым шасси, выпуская на тестовые трассы старую машину с вновь разработанными элементами.

Таким образом инженеры пытались проверить все новинки по очереди, имея точку отсчета – хорошо известное шасси. Но хитрости не помогли. Выхлопная система с эффектом Коанда отказывалась работать так, как рассчитывали. Стало ясно, что допущены просчеты в аэродинамике, поскольку система работала по-разному, в зависимости от типа поворота.

И решить проблему за счет локальных изменений так и не получилось. Ни одна новая деталь не меняла аэродинамику кардинально. Сэр Фрэнк с дочерью, ставшей заместителем руководителя команды, поступили жестко. Кофлэн был уволен.

Теперь все с чистого листа. Мотор Mersedes вместо Renault, главный конструктор Пэт Симондз – это очень значимые перемены. А замена Мальдонадо на Массу – спорное решение. Пастор приносил команде серьезный бюджет. Возможностей у Фелипе меньше. Похоже, Williams становится последним прибежищем бразильских вторых пилотов. Чем все закончилось с Баррикелло, никому напоминать не надо.

Marussia F1 Team

10-е место в Кубке конструкторов, 0 очков

Жюль Бьянки, 0 очков, 19-е место
Макс Чилтон, 0 очков, 23-е место

Вот он, настоящий прорыв. Самая маленькая команда с самым скромным бюджетом вошла в десятку. Это действительно подвиг. Так тяжко, как Marussia, за себя не боролся никто. В начале сезона Экклстоун отказывался подписать с командой коммерческое соглашение. То есть Джон Бут не мог получить даже крох с барского стола. Даже хозяин не верил.

Формула 1Не верил, что без средств, с моторами Cosworth можно чего-то добиться. Ситуация действительно была сложная. Перед стартом чемпионата в Marussia не было одного пилота, но как только он появился… Уже во второй гонке команда стала десятой и ни разу не отдала последнего «призового» места.

Более того, тут же последовали обновления, которые делались весь сезон и работали, хотя об этом мало кто говорил. Известна поговорка: для того, чтобы финишировать первым, нужно сначала финишировать. Так вот, Макс Чилтон оказался единственным гонщиком в пелетоне, который финишировал во всех гонках.

Пэт Симондз, работавший здесь техническим консультантом, вывел команду на принципиально новый уровень. Во-первых, надежность, во-вторых, внедрение KERS, в третьих, постоянные испытания в аэродинамической трубе (правда, пока лишь арендованной), в-четвертых, просчитанные и работающие обновления. И реформы, заставившие все отделы разработок трудиться на более профессиональном уровне.

Только очков все еще нет. Но уже есть контракт с Ferrari на поставку двигателей, который предполагает и техническое сотрудничество. Вряд ли это просто расплата за дебют Жюля Бьянки. Скорее, признание успехов и уважение к проделанной работе.

Интересно будет следить за развитием событий. Marussia по-прежнему будет работать без технического директора, коммуной. Каковы будут результаты?

Caterham F1 Team

11-е место в Кубке конструкторов, 0 очков

Шарль Пик, 0 очков, 20-е место
Гвидо ван дер Гарде, 0 очков, 22-е место

Четвертый сезон Caterham подает надежды. Нет сомнений, что команде трудно. Переезд на новую базу оказался тяжелым испытанием, и разговоры о том, что шасси СТ-03 построено с нуля, были просто разговорами. Еще на старте чемпионата было понятно, что проект будет очень консервативным, что ничего нового конюшня не предложит, а будет развивать прошлогоднюю машину.

Так, собственно, и случилось. Рассчитывать на серьезные результаты было просто невозможно. Дефицит средств заставил очень рано переключиться на работу с машиной 2014 года, а из нынешней все уже выжали.

Серьезной проблемой стало отсутствие в составе опытных пилотов, которые могли бы правильно оценить работу обновлений, которые, несмотря ни на что, все же были. Пришлось обращаться к Хейкки Ковалайнену, но и его усилия оказались тщетны.

Машина была медленной, бороться могла только с Marussia, но, как выяснилось, пока у британско-российского коллектива не появилась KERS. Даже таланта Шарля Пика, выкупленного у конкурентов, не хватило для серьезной конкуренции.

Осенью в Caterham началась очередная реструктуризация технических служб, которая должна кардинально изменить результаты уже в будущем году. Но новых лиц в отелах разработки пока не видно. Значит ли это, что и результат останется прежним, увидим уже в будущем году.

Станислав ЛОМАН
Фото: Hoch Zwei, Thomas Meltzer, Lukas Gorys

,

Также по теме:

  • F-1. Обзор команд. Сплошной  сумбурF-1. Обзор команд. Сплошной сумбур Итак, что мы знаем? Что новый сезон начался в Австрали­и, на старт вышли хорошо знакомые команды, укомплектованные хорошо известными пилотами (всего три дебютанта – это совсем немног­о). […]
  • Никаких других плановНикаких других планов Эдриану Ньюи нравится побеждать с Red Bull. Каждая команда в «Формуле 1» мечтает когда-нибудь получить Эдриана Ньюи. Каждый год о его будущем ходит масса слухов, от ухода на пенсию […]
  • F1. Гран-при Монако, Канады, Великобритании: Немецкая волнаF1. Гран-при Монако, Канады, Великобритании: Немецкая волна Трижды в трех гонках на финише звучал немецкий гимн. Но не для одного пилота. Себастьян Феттель упрочил свое лидерство в чемпионате и вместе с тем выиграл всего одну из этих трех гонок. А […]
 
Комментарии

Еще нет комментариев.