Трижды в трех гонках на финише звучал немецкий гимн. Но не для одного пилота. Себастьян Феттель упрочил свое лидерство в чемпионате и вместе с тем выиграл всего одну из этих трех гонок. А в чемпионате появился еще один пилот, поднявшийся на высшую ступень подиума.
Болельщики Mercedes разуверились в своей команде. Машины оказались очень быстры в квалификациях, но выиграть хотя бы один этап Гран-при они не смогли. И вот наконец Нико Росберг победил в своей домашней гонке. Так, во всяком случае, считает сам триумфатор Монако.
Его победа в квалификации не стала сюрпризом. Нико снова оказался быстрее Хэмилтона, но важнее, что он оставил за спиной оба Red Bull. Феттелю и компании оставалось рассчитывать только на идеально просчитанную тактику. И команда Хорнера блестяще справилась с задачей.
Уже под первым пейс-каром (а в Монако без него никак не обойтись) «Быки» минимизировали потери в очках. Они быстрее всех сориентировались и мгновенно зазвали своих пилотов в боксы. Mercedes ответил тем же, но Хэмилтону пришлось отстоять в очереди. Этих нескольких секунд и не хватило ему, чтобы сохранить второе место. Льюис несколько раз пытался пройти Уэббера, но без нужды не рисковал, а Марк очень грамотно отбивал все атаки.
После страшной аварии Мальдонадо гонка была остановлена, и эта остановка фактически все и решила. После того как выяснилось, что под красным флагом, оказывается, можно обслужить машину, интрига просто умерла. Нико на рестарте легко создал себе секундный отрыв, а Феттель и Уэббер не собирались ничего менять.
Главные соперники в чемпионате остались позади, а успех Росберга казался минутным. Так и доехали.
Но это вовсе не значит, что Гран-при Монако превратился в гонку трамваев. В очередной раз нашлись люди, опровергшие мнение, что здесь обгонять нельзя. Первым из них был Перес. Сначала он прошел Баттона, затем вынудил Алонсо срезать шикану и отдать ему позицию. Вдохновленный Серхио решил с помощью такого же маневра обогнать и Райкконена, но тот не подвинулся. Он пожертвовал очками в чемпионате (при условии, что именно Кими борется за титул), но проучил наглеца.
А потом сам продемонстрировал чудеса пилотажа. После вынужденного заезда в боксы Lotus оказался последним в пелетоне. Все потеряно? Не в этом случае. Прорыв Кимстера в объективы камер не попал, но вот результат: столкновение с Пересом на семидесятом круге, заезд в боксы, выезд на последней позиции – пятнадцатой, если быть точным, финиш через восемь кругов – и Райкконен десятый! И это при условии, что никто из гонщиков не отставал на круг и все обгоны финна были борьбой за позицию. И в отличие от того же Переса нет ни одного недовольного и ни одной разбитой машины.
О провальном сезоне McLaren нет смысла говорить, но неожиданно стала сдавать позиции и Ferrari. Алонсо только шестой на старте и седьмой на финише. Масса же и в субботу, и в воскресенье серьезно разбил машину. К счастью, сам он не пострадал, но очков команде не заработал.
При всей насыщенности событиями Гран-при Монако не произвел впечатления супергонки. И виноваты в этом пилоты Red Bull, отказавшиеся от реальной борьбы за победу. Ясно, что очки важнее, но все остальные за них сражались.
И продолжили это сражение в Монреале. Канадская квалификация была чрезвычайно сложна. То и дело начинался дождь, и пилоты, попавшие в первую десятку, в один голос говорили, что за час сессии состояние дорожного полотна поменялось четыре раза. Тут мало было иметь самую быструю машину – скорость принятия решения и скорость его реализации сыграла не меньшую роль.
Зная это, начинаешь понимать Фрэнка Вильямса, подписавшего контракт с Валттери Боттасом. До Канады о нем вспоминали мало, но здесь дебютант блеснул. Третье место на стартовой решетке вслед за Феттелем и Хэмилтоном! Для сравнения: Райкконен был только девятым, а Мальдонадо на таком же Williams’е проиграл Боттасу десять мест.
Однако счастье сэра Фрэнка длилось недолго. Его машина еще до активации DRS проигрывала одну позицию за другой. В итоге – финиш за чертой призовой десятки.
Для лидера чемпионата Канада казалась легкой прогулкой. Уверенно выигранный старт, безопасный отрыв от преследователей, молниеносные и безошибочные пит-стопы и более четырнадцати секунд преимущества на финише.
Вся борьба шла далеко за пределами первой тройки. Попавший в черную полосу Масса (а он вновь разбил в субботу машину) сумел финишировать восьмым, стартуя с шестнадцатой позиции. Еще больше – целых десять мест – отыграл Пол ди Реста, которого в квалификации подвела команда. Но если Масса прорывался, сражаясь за каждую позицию, Пол выбрал очень рискованную тактику: он прошел всю дистанцию канадской гонки с единственным пит-стопом.
Подобную тактику решились реализовать еще два пилота – Райкконен и Баттон. И если Кими все же удалось прорваться в десятку, то скорость McLaren Дженсона ему этого сделать не позволила.
Интересно было наблюдать за парой гонщиков Toro Rosso. Теперь, когда в связи с отставкой Уэббера открылась вакансия в «старшей» команде, здесь началась настоящая битва. И на канадской трассе в ней преуспел Вернь. Дело даже не в обгонах того же Боттаса и Райкконена, хотя они были. Дело в напоре и умении добиться нужного результата.
Шестое место. Впереди Ferrari, Lotus и McLaren. Лучший результат не только в карьере самого Жана-Эрика, но и в истории команды. Если не считать, конечно, единственной дождевой победы в Монце тогдашнего новичка Феттеля.
И все это при отсутствии пейс-каров, которые так любят здесь, в Канаде. Все действительно «нажито непосильным трудом». А основное приобретение – смена «главного догоняющего». Теперь на второе место вышел Фернандо Алонсо, сместив с него Кими Райкконена. И самое интересное, что решалось это предварительное серебро в борьбе на трассе. Только Кими сражался за выход в десятку, а Фернандо за вторую ступень подиума – с Льюисом Хэмилтоном.
Закончилась же канадская гонка трауром. По нелепой случайности под колеса трактора-эвакуатора угодил один из маршалов, эвакуировавший Sauber Эстебана Гутьероса. Парень просто споткнулся и упал прямо под трактор. Спасти его не удалось. Это первая смерть маршала с Гран-при Австралии 2001 года.
Сильверстоун, конечно же, болел за британцев. Их в пелетоне сегодня четверо. И если за Дженсона Баттона и Макса Чилтона болеть в этом сезоне бессмысленно, то пара Хэмилтон–ди Реста отплатила за любовь своим болельщикам. Льюис во второй раз в своей карьере завоевал поул на домашней трассе, а Пол показал в субботу пятое место, опередив обе Ferrari и оба Lotus’а. Правда, праздновала команда из самого Сильверстоуна недолго. Оказалось, что Force India ди Ресты легче положенного почти на два килограмма. Некрасиво получилось.
Интересно отношение британских болельщиков к лидерам. Две первые линии стартового поля достались командам, расквартированным в Англии, но выступающим под «немецкоговорящими» лицензиями. И здесь стоит отметить, что Хэмилтон оказался быстрее Росберга на целых полсекунды, в то время как Уэббер проиграл Феттелю всего девять тысячных… Болеют за первого и четвертого.
Сильверстоун мог стать одной из лучших гонок сезона. Сколько всего произошло! И первый технический сход лидера чемпионата, и неожиданный тактический провал Lotus’а, и чудо, сотворенное Уэббером: после контакта с Грожаном на старте он откатился во второй десяток пилотов, но уже на пятнадцатом круге был в десятке, а на финише – вторым! А Алонсо? Проваленная квалификация, невероятная борьба и подиум при старте с восьмого места. Мы ведь говорим о трассе, на которой в семи из восемнадцати поворотов газ вообще не прикрывают! А борьба Массы, ди Ресты, Хэмилтона, Сутила! Гонка получилась просто загляденье.
И все это едва не перечеркнули проблемы с резиной. Даже не с износом и прогревом, что уже привычно, а с расслоением. Взрывающиеся на скорости за триста задние левые колеса – это впечатлило. Технический делегат FIA Чарли Уайтинг после очередного пейс-кара был готов и вовсе остановить гонку. И его вряд ли кто-нибудь осудил бы.
Все набросились на Pirelli, но очень скоро выяснилось, что виноваты не только они. Почти все команды нарушали их рекомендации. Это касалось давления в шинах, углов установки колес и перемены колес местами. Спецы Pirelli, как оказалось, не предупреждали, а рекомендовали. Теперь же, когда лицо фирмы уже потеряно, рекомендации превратились в закон, за соблюдением которого строго будет следить тот же Уайтинг.
И вполне вероятно, что вторая победа Нико Росберга в сезоне, одержанная на Сильверстоуне, может стать последней для Mercedes. Здесь-то как раз после весенних шинных проблем экспериментировали отчаянно.
А пока две победы на двух самых великих трассах чемпионата. Росберг-младший начинает писать свою историю?
Гран-при Монако, 23–26 мая 2013 года
Итоговый протокол |
|||
Пилот | Командана старте | Время | Место |
1. Н. Росберг | Mercedes | 2:17’52”056 | 1 |
2. С. Феттель | Red Bull-Renault | + 3”888 | 3 |
3. М. Уэббер | Red Bull-Renault | + 6”314 | 4 |
4. Л. Хэмилтон | Mercedes | + 13”894 | 2 |
5. А. Сутил | Force India-Mercedes | + 21”477 | 8 |
6. Дж. Баттон | McLaren-Mercedes | + 23”103 | 9 |
7. Ф. Алонсо | Ferrari | + 26”734 | 6 |
8. Ж. Вернь | Toro Rosso-Ferrari | + 27”223 | 10 |
9. П. ди Реста | Force India-Mercedes | + 27”608 | 17 |
10. К. Райкконен | Lotus-Renault | + 36”582 | 5 |
11. Н. Хюлкенберг | Sauber-Ferrari | + 42”572 | 11 |
12. В. Боттас | Williams-Renault | + 42”691 | 14 |
13. Э. Гутьеррес | Sauber-Ferrari | + 43”212 | 19 |
14. М. Чилтон | Marussia-Cosworth | + 49”885 | 20 |
15. Г. ван дер Гарде | Caterham-Renault | + 1’02”590 | 15 |
16. С. Перес | McLaren-Mercedes | + 6 кругов | 7 |
Гонку не закончили |
||||
Пилот | Команда на старте | Круг | Причина | Место |
17. Р. Грожан | Lotus-Renault | 64 | авария | 13 |
18. Д. Риккардо | Toro Rosso-Ferrari | 62 | авария | 12 |
19. Ж. Бьянки | Marussia-Cosworth | 59 | тормоза | 21 |
20. П. Мальдонадо | Williams-Renault | 45 | авария | 16 |
21. Ф. Масса | Ferrari | 29 | авария | 22 |
22. Ш. Пик | Caterham-Renault | 8 | КПП | 1 |
Гран-при Канады, 7–9 июня 2013 года
Итоговый протокол |
|||
Пилот | Команда | Время | Место на старте |
1. С. Феттель | Red Bull-Renault | 1:32’09”143 | 1 |
2. Ф. Алонсо | Ferrari | + 14”408 | 6 |
3. Л. Хэмилтон | Mercedes | + 15”942 | 2 |
4. М. Уэббер | Red Bull-Renault | + 25”731 | 5 |
5. Н. Росберг | Mercedes | + 1’09”725 | 4 |
6. Ж. Вернь | Toro Rosso-Ferrari | + 1 круг | 7 |
7. П. ди Реста | Force India-Mercedes | + 1 круг | 17 |
8. Ф. Масса | Ferrari | + 1 круг | 16 |
9. К. Райкконен | Lotus-Renault | + 1 круг | 9 |
10. А. Сутил | Force India-Mercedes | + 1 круг | 8 |
11. С. Перес | McLaren-Mercedes | + 1 круг | 12 |
12. Дж. Баттон | McLaren-Mercedes | + 1 круг | 14 |
13. Р. Грожан | Lotus-Renault | + 1 круг | 19 |
14. В. Боттас | Williams-Renault | + 1 круг | 3 |
15. Д.Риккардо | Toro Rosso-Ferrari | + 2 круга | 10 |
16. П. Мальдонадо | Williams-Renault | + 2 круга | 13 |
17. Ж. Бьянки | Marussia-Cosworth | + 2 круга | 20 |
18. Ш. Пик | Caterham-Renault | + 3 круга | 18 |
19. М. Чилтон | Marussia-Cosworth | + 3 круга | 20 |
20. Э. Гутьеррес | Sauber-Ferrari | + 7 кругов | 15 |
Гонку не закончили |
||||
Пилот | Команда | Круг | Причина | Место на старте |
21. Н. Хюлкенберг | Sauber-Ferrari | 46 | подвеска | 11 |
22. Г. ван дер Гарде | Caterham-Renault | 44 | авария | 21 |
Чемпионат мира |
||
Пилот | Очки | |
1. | С. Феттель | 132 |
2. | Ф. Алонсо | 111 |
3. | К. Райкконен | 98 |
4. | Л. Хэмилтон | 89 |
5. | М. Уэббер | 87 |
6. | Н. Росберг | 82 |
7. | Ф. Масса | 57 |
8. | П. ди Реста | 36 |
9. | Р. Грожан | 26 |
10. | Дж. Баттон | 25 |
11. | А. Сутил | 23 |
12. | Ж.-Э. Вернь | 13 |
13. | C. Перес | 12 |
14. | Д. Риккардо | 11 |
15. | Н. Хюлкенберг | 6 |
Кубок конструкторов |
||
Команда | Очки | |
1. | Red Bull Racing | 219 |
2. | Mercedes AMG | 171 |
3. | Scuderia Ferrari | 168 |
4. | Lotus F1 Team | 124 |
5. | Force India F1 Team | 59 |
6. | McLaren | 37 |
7. | Toro Rosso | 24 |
8. | Sauber F1 Team | 6 |
Гран-при Великобритании, 28–30 июня 2013 года
Итоговый протокол |
|||
Пилот | Команда | Время | Место на старте |
1. Н. Росберг | Mercedes | 1:32’59”456 | 2 |
2. М. Уэббер | Red Bull-Renault | + 0”765 | 4 |
3. Ф. Алонсо | Ferrari | + 7”124 | 9 |
4. Л. Хэмилтон | Mercedes | + 7”756 | 1 |
5. К.Райкконен | Lotus-Renault | + 11”257 | 8 |
6. Ф. Масса | Ferrari | + 14”573 | 11 |
7. А. Сутил | Force India-Mercedes | + 16”335 | 6 |
8. Д. Риккардо | Toro Rosso-Ferrari | + 16”543 | 5 |
9. П. ди Реста | Force India-Mercedes | + 17”943 | -* |
10. Н. Хюлкенберг | Sauber-Ferrari | + 19”709 | 14 |
11. П. Мальдонадо | Williams-Renault | + 21”135 | 15 |
12. В. Боттас | Williams-Renault | + 25”094 | 16 |
13. Дж. Баттон | McLaren-Mercedes | + 25”969 | 10 |
14. Э. Гутьеррес | Sauber-Ferrari | + 26”285 | 17 |
15. Ш. Пик | Caterham-Renault | + 31”613 | 18 |
16. Ж. Бьянки | Marussia-Cosworth | + 36”097 | 19 |
17. М. Чилтон | Marussia-Cosworth | + 1’07”660 | 21 |
18. Г. ван дер Гарде | Caterham-Renault | + 1’07”759 | 20 |
19. Р. Грожан | Lotus-Renault | + 1 круг (сход) | 7 |
20. С. Перес | McLaren-Mercedes | + 6 кругов (сход) | 13 |
* Пол ди Реста (5-е время) дисквалифицирован в субботу из-за недовеса машины |
Гонку не закончили |
||||
Пилот | Команда | Круг | Причина | Место на старте |
21. С. Феттель | Red Bull-Renault | 42 | КПП | 3 |
22. Ж. Вернь | Toro Rosso-Ferrari | 36 | механика | 12 |
Лучший круг |
||||
Марк Уэббер (Red Bull Racing) – 1’33”401=227,059 км/ч (52-й круг) |
Станислав ЛОМАН