MotorNews - Автомобильный журнал
Все Марки
Toyota
Citroen
Mercedes
BMW
Porsche
Lexus
Peugeot
Ford
Mazda
Volvo
Volkswagen
Renault
Mitsubishi
Hyundai
Honda
Audi
Land Rover
Jaguar
Acura
Skoda
Nissan
Fiat
Mini
Range Rover
Lamborghini

Предполетная подготовка Boeing 737-800. А он улетел

MotorNews 5'2014

Бывало и получше!Не фонтан!Среднячек!Достойно!Отлично! (2 голос, оценка: 2,50 из 5)
Loading...Loading...

Все познается в сравнении. Эту нехитрую максиму стоило бы помнить всем нам, прежде чем клеймить очередную «сложную в освоении и неинтуитивную» информационную автомобильную систему. Думаете, это в «Лексусе» много кнопок? А как насче­т того, чтобы прокатиться, скажем, на «Боинге»?

Предполетная подготовка Boeing 737-800

Казалось бы, зачем приличному человеку разбираться в тонкостях процесса оживления и предполетной подготовки авиа­лайнера? Хотя бы и на всякий случай. Времена нынче такие, что окажись мы на пороге грандиозного шухера, эвакуация по воздуху была бы весьма кстати. А с учетом того, что Boeing 737 уже долгие годы является основой авиапарка украинских перевозчиков, в качестве примера мы решили выбрать одну из самых современных его модификаций.

Главных отличий запуска реактивного самолета от автомобиля, по сути, два: турбореактивные двигатели заводятся не стартером, а с помощью потока воздуха, подаваемого на лопатки турбины вспомогательной силовой установкой. Кроме того, если автомобиль с заведенным мотором может сразу двигать куда глаза глядят, то пилот «Боинга» рискует сгинуть, топливо истратив. А потому современные самолеты имеют продвинутую навигационную систему, которой необходимо время для настройки и поиска себя на карте мира.

 Предполетная подготовка Boeing 737-800

В отличие от автомобилей обилие кнопок и экранов в кабине 737-го может испугать по-настоящему, однако они легко поддаются систематизации. Пять больших экранов в ряд являются основным источником информации о режиме полета, положении самолета в пространстве и состоянии систем. Верхняя панель делится на зоны, отвечающие за электрику, навигационную систему, подачу топлива, гидравлику, освещение, отбор воздуха и кондиционирование etc. Место, где в машине находится рычаг КПП, отдано под управление двигателями, а чуть ближе к «торпедо» расположены два идентичных модуля, напоминающие первые кнопочные смартфоны. Это блоки MCDU, интерфейс бортового компьютера, отвечающий за ввод полетного плана и программирование автопилота. Пригодится, если вы хотите не только взлететь, но и удачно приземлиться.

Чтобы изучить назначение каждого переключателя, вам понадобится AFM – Aircraft flight manual, полное руководство объемом с «Войну и мир». Хорошая новость: его можно найти в интернете. А там и в летчики могут взять – бывали случаи…

Верхняя панель

Верхняя панельБольшая часть переключателей верхней панели нужна перед взлетом и после посадки. Для запуска двигателей и подготовки к взлету нужно проделать следующие действия:

-включить питание систем самолета от аккумулятора (переключатель BAT в положение On)

-тумблер АС установить в положение On – это необходимо для подключения шины переменного тока

-тумблер YAW DAMPER (On) включает компенсацию рыскания, помогая самолету лететь по прямой (пригодится, если все-таки взлетите)

-два переключателя инерционной навигационной системы IRS установить в положение ALIGN (согласование с GPS положения в пространстве)

-шесть тумблеров в зоне FUEL PUMPS (On) включают топливные насосы отдельных баков

-переключатель APU установить в положение Start: запускается вспомогательная силовая установка (ВСУ)

-два тумблера APU GEN (On) включают генератор ВСУ – активируются системы, работающие на переменном токе

-тумблер APU BLEED (On) включает отбор воздуха от ВСУ для системы кондиционирования и запуска основных двигателей

-четыре тумблера НYDRAULIC PUMPS (On) активируют гидроконтуры

-после подачи воздуха и топлива запуск двигателей производится включением зажигания (переключатель IGN) для каждого из них по отдельности.

PFD и ND

PFD и NDPrimary Flight Display (справа) отображает информацию о скорости, высоте, положении относительно линии горизонта, курсе и текущем режиме автопилота. Лететь без него – все равно что участвовать в гонке с закрытыми глазами. Однако чтобы включить PFD, надо провести процедуру согласования инерциальной навигационной системы.
Navigation Display (слева) информирует о плане полета, частотах радиомаяков и дистанции до них, а также выводит данные бортового радара. При желании их можно поменять местами (входит в стандартную комплектацию).

РУДы и прочие

PFD и NDPrimary Flight Display (справа) отображает информацию о скорости, высоте, положении относительно линии горизонта, курсе и текущем режиме автопилота. Лететь без него – все равно что участвовать в гонке с закрытыми глазами. Однако чтобы включить PFD, надо провести процедуру согласования инерциальной навигационной системы. Navigation Display (слева) информирует о плане полета, частотах радиомаяков и дистанции до них, а также выводит данные бортового радара. При желании их можно поменять местами (входит в стандартную комплектацию).  РУДы и прочиеМесто, которое в автомобиле отведено под рычаг КПП, в 737-м оккупи­ровано ручками управления двигателей, закрылков и интерцепторов (аэродинамических тормозов). Перед запуском двигателей необходимо установить перекрывные топливные краны (белые рукоятки под РУДами) в положение IDLE. Слева расположена лопатка с надписью «Parking Brake Pull» – стояночный тормоз. А на панели над РУДами и MCDU стоит обратить внимание на переключатель Autobrake, активирующий систему автоматического торможения. Перед взлетом его принято устанавливать в положение RTE (Rejected Takeoff) – максимальное тормозное усилие на случай прерывания взлета.

Рычаг FLAPS заведует закрылками – выдвижными аэродинамическими элементами, повышающими создаваемую крылом подъемную силу. Это позволяет самолету оторваться от земли, не разгоняясь до первой космической скорости, хотя выдвигать их полностью не стоит – пяти градусов будет достаточно. Ну и напоследок: на взлете тяните штурвал на себя, иначе повторите жюль-верновское путешествие к центру Земли. А оно вам надо?

MCDU

MCDUРасшифровывается как Multipurpose Control and Display Unit, т.е. «много­функциональное устройство ввода-вывода». Содержит массу справочной информации – например, по частотам радиомаяков, организации воздушного движения в аэропортах и т.д. С его помощью летчики вводят полетный маршрут, программируют автопилот вплоть до скорости снижения и маршрута выхода на глиссаду (плоскость, по которой самолеты снижаются до торца взлетной полосы). Здесь же происходит ввод данных для согласования навигационных систем, так что без изучения мутного интерфейса просто никак.

 

Евгений Пономаренко
Фото из архива редакции

Также по теме:

  • История ателье Italdesign. Ранний ДжуджароИстория ателье Italdesign. Ранний Джуджаро Даже если твои предки были художниками, это не гарантирует, что в семнадцать лет тебя возьмут на работу в центр стиля крупной компании или в двадцать один год пригласят главным дизайнером […]
  •  Тюнинг Mitsubishi L200. Железный рыцарь Тюнинг Mitsubishi L200. Железный рыцарь Сочетая достоинства комфортабельного семейного автомобиля, настоящего рамного внедорожника и вместительного трудяги-пикапа, Mitsubishi L200 выде­ляется среди плотного транспортного потока […]
  • Технологии. Mazda SkyActiv. Рецептура на миллионТехнологии. Mazda SkyActiv. Рецептура на миллион Количество выпущенных Mazda с небесными технологиями SkyActiv перешагнуло миллионный рубеж уже через два года после выхода первой серийной модели СХ-5. Но это далеко не предел – у японцев […]
 
Комментарии

Еще нет комментариев.