MotorNews - Автомобильный журнал
Все Марки
Toyota
Citroen
Mercedes
BMW
Porsche
Lexus
Peugeot
Ford
Mazda
Volkswagen
Mitsubishi
Renault
Volvo
Hyundai
Honda
Audi
Land Rover
Jaguar
Skoda
Acura
Nissan
Fiat
Mini
Range Rover
Lamborghini

История Jaguar E-Type Lightweight. В гараж миллионера

MotorNews 6-7’2014

Бывало и получше!Не фонтан!Среднячек!Достойно!Отлично! (2 голос, оценка: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Jaguar решил взорвать рынок классических автомобилей. Именно так многие расценивают планы Ковентри по выпуску шести своих «потерянных» машин. Новые старые модели ручной работы планируется продавать по миллиону фунтов за штуку.

Jaguar E-Type Lightweight

И что же это за машины, цена которых на старте уже миллион, всего будет построено шесть экземпляров, а продаваться они должны предположительно самым видным коллекционерам автомобильной старины? Это Lightweight. Редчайшая модель в ряду E‑Type, официально самого красивого авто в мире.

Это было чудесное время. Jaguar четырежды выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане, причем три победы одержал подряд. И уже доказывать было вроде бы нечего. В 1957 году на заводе просто начали готовить новую машину, построенную на узлах только что в очередной раз побившего всех D-Type (читай: ХK150 со специальным кузовом).

Теперь же хотели создать новую модель на основе этого самого кузова. Так появился прототип Е1А, построенный вокруг алюминиевого монокока. Стандартный двигатель от ХК – рядная 3-литровая шестерка и независимая задняя подвеска. Под руководством Малкольма Сайера был сделан всего один прототип для заводских и спортивных испытаний.

jaguar prototype 1960
jaguar prototype 1960
Е2А строили специально для победы в Ле‑Мане. А потом он еще выступал в Америке в командах Бриггза Канингхэма. И достойно закончил свою жизнь в большой частной коллекции

Три года спустя появился Е2А – спецпрототип для победы в Ле-Мане, а одним из инициаторов возвращения Jaguar в супермарафон был сам Бриггз Канингхэм. Алюминиевый кузов на стальном шасси, 3-литровая шестерка, 5-ступенчатый ZF и прогрессивный впрыск топлива от Lucas. И ничего не произошло.

Имя Джона Кумбза мало что говорит любителям автоспорта. Чемпионом мира он не был, он просто возглавил работы по Lightweight

Имя Джона Кумбза мало что говорит любителям автоспорта. Чемпионом мира он не был, он просто возглавил работы по Lightweight

Лучший экипаж в начале гонки боролся даже за лидерство, но потом прогрессивный впрыск и мелкие поломки отбросили машину в третий десяток. Триумфального возвращения не получилось. На проекте фактически поставили крест, но через три года все же решили попробовать еще раз.

Но не думайте, что Jaguar все это время не принимал участия в гонках. На местных трассах и в серьезных международных соревнованиях уже блистал E-Type. И вот что интересно – все это происходило «на общественных началах», у компании просто не было спортивного отделения. Все победы во всех гонках до 16 ноября 1962 были исключительно заслугой частников.

Теперь за дело взялись заводские профессионалы во главе с Дерриком Уайтом и Томом Джонсом. Цель? Естественно, побить Ferrari. И не просто Ferrari как компанию, а совершенно определенную модель – 250 GTO. На нее и равнялись.

Концепция была проста: как можно более мощный двигатель и как можно менее тяжелый кузов. К тому же желательно было ограничиться узлами и агрегатами, произведенными на Jaguar. За основу взяли двухместный открытый кузов E-Type и начали срезать все ненужное. Казалось бы, это было несложно, но генеральная линия требовала предусмотреть возможность установки двигателя за сиденьями. Все стальные детали, если можно было, менялись на алюминиевые. Все алюминиевые делались тоньше и легче – на грани допустимого. Ведь строили «легковесный» Jaguar, или Lightweight.

Первый прототип легкого Jaguar’а никогда не покидал пределов завода в Ковентри,  испытательных полигонов и гоночных трасс

Первый прототип легкого Jaguar’а никогда не покидал пределов завода в Ковентри, испытательных полигонов и гоночных трасс

Снеттертон. Одна из местных гонок зимнего сезона 1962–1963 гг. Победу одержал Грэм Хилл

Снеттертон. Одна из местных гонок зимнего сезона 1962–1963 гг. Победу одержал Грэм Хилл
Бриггз Канингхэм и его команда в 1963 году. Они выступали в «12 часах Себ­ринга» (справа) и в Ле-Мане (вверху). Победить англо-американскому коллективу так и не удалось
Бриггз Канингхэм и его команда в 1963 году. Они выступали в «12 часах Себ­ринга» (справа) и в Ле-Мане (вверху). Победить англо-американскому коллективу так и не удалось
Бриггз Канингхэм и его команда в 1963 году. Они выступали в «12 часах Себ­ринга» (справа) и в Ле-Мане (вверху). Победить англо-американскому коллективу так и не удалось

В качестве заказчика выступил британский гонщик Джон Кумбс. Он же помогал в доводке многих деталей. И не только он один. За работу привода дросселя, например, отвечали Грэм Хилл и Рой Сальвадори.

Двигатель взяли серийный – теперь уже 3,8-литровую рядную шестерку с алюминиевым блоком. После серьезной работы с ним удалось поднять мощность с 265 до 300 сил. Вроде бы и не много, но Lightweight удалось сделать действительно легким – всего 1061 кг, что на 113 кг легче стандартного E-Type и на 45 кг – главного конкурента Ferrari GTO.

Согласно преданию, по плану новоявленный спортивный отдел должен был построить всего восемнадцать машин за два года. И это было очень серьезной проблемой. Только для омологации нужно было иметь сто произведенных экземпляров.

Казалось бы, проблема неразрешимая, но светлый путь указал сам Энцо Феррари. Для омологации той самой 250 GTO в FIA представляли обычное купе 250. Подобным образом действовали и британцы. И уже в марте 1963 года Lightweight стартовал в «12 часах Себринга» за команду Канингхэма.

Jaguar E-Type Lightweight
Jaguar E-Type Lightweight

Не то чтобы первый блин вышел комом. Две машины финишировали в десятке: Эд Лесли и Френк Моррилл на седьмом месте, а Уолт Хансген и Брюс МакЛарен на восьмом. Проблема была в том, что первые шесть мест остались за Ferrari, и три из них были GTO.

На местных гонках все вроде бы получалось и против Скудерии, но на международной арене… В Ле-Мане 1963 года только девятое место.

Да, допустили ошибку, используя полностью синхронизированные коробки передач. Но легче от этого не становится. Проект стал умирать, и производство прекратилось.

Дотошные историки марки утверждают, что всего было построено одиннадцать машин, они могут даже предъявить номера кузова и шасси каждого экземпляра. Сами заводчане называют цифру 12. По легенде, передающейся из уст в уста, еще один автомобиль был перестроен неким Самилом Клатом из гоночного Jaguar Low Drag Coupe. Но ведь собирались выдать целых 18 машин!

И вот теперь время пришло. Именно эти шесть недостающих Lightweight и пообещал построить Jaguar. И это будут совсем не реплики. Для них еще тогда были зарезервированы номера шасси и кузовов, все двигатели, те самые 3,8-литровые рядные шестерки, обещали сделать по старым чертежам, но на новом оборудовании последнего поколения.

Jaguar E-Type Lightweight
Jaguar E-Type Lightweight
Lightweight образца XXI века. Процесс пошел

Алюминиевые кузова, как и положено, отстучат молоточками вручную. И никаких современных гаджетов и устройств. А удобств в гоночной машине не слишком много. Как же они собираются продавать это по миллиону фунтов за штуку? А очень просто!

Один из прототипов Е2А вернулся из Америки от Каммингза на завод в 1961 году и использовался как тестовый автомобиль. Потом его выкупил некто Роджер Вудли – один из менеджеров спортивного отделения. А в 2008 году его жена решила продать старую рухлядь с аукциона и выручила $4 957 000. Так что миллион для настоящего легкого гоночного Jaguar’а не деньги.

Станислав ЛОМАН
Фото: Jaguar и архив автора

Jaguar

Все о Jaguar на Автоцентре

Также по теме:

  • Jaguar E-Type Lightweight возвращаетсяJaguar E-Type Lightweight возвращается Спустя полвека с момента окончания производства исторического спорткара Jaguar вновь выпустит ограниченную партию этих машин. Впервые представленный широкой публике в 1963 году, […]
  • Автошоу в Лос-Анджелесе: Где лето всегдаАвтошоу в Лос-Анджелесе: Где лето всегда Автомобильные смотрины в извечно теплой Калифорнии все чаще становятся событиями мирового значения. Конечн­о, это не масштабный Детройт, но и здесь проходят знаковые […]
  • BMW X4. Типа купеBMW X4. Типа купе Благодарное это дело – нишевый продукт. И клиентам разнообразие, и маркетологам с дизайнерами креатив да премии. BMW в этой сфере активничает не первый год. Вот и неординарный Х6 разжился […]
 
Комментарии

Еще нет комментариев.