MotorNews - Автомобильный журнал
Все Марки
Toyota
Citroen
Mercedes
BMW
Porsche
Lexus
Peugeot
Ford
Mazda
Volvo
Volkswagen
Renault
Mitsubishi
Hyundai
Honda
Audi
Land Rover
Jaguar
Acura
Skoda
Nissan
Fiat
Mini
Range Rover
Lamborghini

Моторы Citroen HDi: По-французски бережлив

MotorNews 7-8’2013

Бывало и получше!Не фонтан!Среднячек!Достойно!Отлично! (Проголосуй первым!)
Loading...Loading...

Многие автолюбители, садясь за руль дизельных «Ситроенов», даже не подозревают о богатой родословной автомобилей на тяжелом топливе. Наш рассказ об истории развития и преимуществах технологий HDi.

Моторы Citroёn HDi

Появлению силовых агрегатов HDi (High PressureDirect Injection, прямой впрыск под высоким давлением) предшествовали многочисленные события. Самые раннее из них относятся к 1932 году, когда Андре Ситроен и Гарри Рикардо договорились о разработке дизельного агрегата для легковых автомобилей. Опытный образец на шасси Rosalie был готов в 1934 году, а в 1936-м компания выпустила пробную партию числом около сотни экземпляров. Тогда же на Парижском салоне дебютировали коммерческие фургоны Rosalie Van 500 DI и 850 DI (цифры отражают грузоподъемность). Они оказались куда успешнее легковушек и стали точкой отсчета для последующих моторов коммерческого ряда.

Первый ситроеновский дизель 11 М1 (4 цил./1,8 л/40 л. с.) стартовал в 1936 году на фургонах

Первый ситроеновский дизель 11 М1 (4 цил./1,8 л/40 л. с.) стартовал в 1936 году на фургонах

Благоприятную ситуацию для внедрения дизелей на легковушках создал энергетический кризис 1973–1974 гг. Предложение Citroёn не заставило себя долго ждать, и к началу 1976 года на рынок вышел СХ с мотором, позаимствованным у фургонов С25. Клиенты подарок оценили, и семейство дизелей быстро пошло в рост. Например, в 1988 году СХ 25 Turbo D (2,5 л/120 л. с./256 Нм) достигал 195 км/ч (один из лучших показателей в Европе) и расходовал 6,6 л. А маленький АХ с атмосферником 1.4 D (53 л. с./84 Нм) при паспортном расходе 3,6 л дистанцию Дувр–Барселона (1600 км) преодолел на одном баке с невероятными 2,7 л/100 км!

Экологические нормы имеют стабильное свойство ужесточаться, поэтому в 1998 году компания выводит в свет первое поколение HDi, оснащенное технологией common rail – рампы, из которой топливо под высоким давлением (тогда 1350 бар) поступает к форсункам и далее впрыскивается порционно под неусыпным контролем электроники. По сравнению с прежним мотором 1,9 л крутящий момент вырос на треть, мощность – на 22%, расход и выбросы СО2 упали на 20%. Возросшая эффективность работы сопровождалась меньшими шумами и вибрациями. Уже через два года Citroёn первым внедрил сажевые фильтры DPF, улучшившие экологические качества автомобилей.

Легковые модели впервые получили дизель на исходе 1975 года. Атмосферный агрегат 2,2 л/66 л. с./126 Нм разгонял седан CX 2200 D до 146 км/ч и расходовал 6,3 л при 90 км/ч Моторы Citroen HDi
Легковые модели впервые получили дизель на исходе 1975 года. Атмосферный агрегат 2,2 л/66 л. с./126 Нм разгонял седан CX 2200 D до 146 км/ч и расходовал 6,3 л при 90 км/ч 1 — суперконденсаторы E-Booster; 1а — силовая электроника; 1b — накопительный конденсатор; 2 — силовая батарея 12 В/70 А·ч;
3 — система Stop&Start; 4 — стартер-генератор; 5 — дизель HDi 1.6

Третье поколение HDi дебютировало в 2009 году на моделях С5 и С6. Трехлитровый V6 выдает 240 л. с. и 450 Нм, давление впрыска достигает 2000 бар, а потребление топлива с автоматом составляет 7,4 л. Прогрессивным решением стали распылители с восемью отверстиями вместо шести у предшественника HDi 2.7. За один такт впрыска происходит до пяти подач топлива, предельные обороты турбин возросли до 250 000 в минуту, чем достигается максимальное давление наддува 1,4 бар.

Следующий шаг эволюции HDi – микрогибридные технологии. На Женевском салоне 2010 года Citroёn продемонстрировал C3 Picasso e-HDi, оснащенный системой Stop&Start второго поколения. Популяция моделей e-HDi стремительно растет и с октября 2011 года доступна отечественным покупателям. Хетчбэк С4 e-HDi оснащается двигателем 1,6 л, потребляющим на 15% меньше топлива. Микрогибридную составляющую образуют стартер-генератор Valeo с ременным приводом, система E-Booster на суперконденсаторах (помогает запустить мотор за 0,4 секунды и поддерживает стабильное напряжение в сети), оптимизированные передаточные числа КПП, энергосберегающие шины Michelin Energy Saver (–0,2 л/100 км), иное решение системы смазки турбины и усиленный двухмассовый маховик.

Пионерами использования HDi у Citroёn в 1998 году стали Xsara и Xantia (на фото). Двухлитровка выдавала 110 л. с. и 250 Нм, и даже более крупная Xantia расходовала 5,5 л Новенький С5 получает второе поко­ление HDi с изменяемой геометрией турбин и впускного коллектора (2,2 л/133 л. с./317 Нм). На трассе потребление 4,9 л, в среднем – 6,4 л
Пионерами использования HDi у Citroёn в 1998 году стали Xsara и Xantia (на фото). Двухлитровка выдавала 110 л. с. и 250 Нм, и даже более крупная Xantia расходовала 5,5 л Новенький С5 получает второе поко­ление HDi с изменяемой геометрией турбин и впускного коллектора (2,2 л/133 л. с./317 Нм). На трассе потребление 4,9 л, в среднем – 6,4 л
 Предвестниками гибридных HDi стали прототипы С4 HYmotion2 (Париж 2008) и C4 WRC Hybrid4 (Женева 2009). В послед­нем случае дизелю 1,6 л/110 л. с. ассистировал электромотор 125 кВт/ 300 Нм. Расход 3,4 л, запас хода на батарее 40 км  Микрогибридные технологии на нашем рынке представляет Citroёn С4 e-HDi (1,6 л/112 л. с./270 Нм). Средний нормированный расход 4,2 л, рабочий диапазон температур от –5 до +30°C
Предвестниками гибридных HDi стали прототипы С4 HYmotion2 (Париж 2008) и C4 WRC Hybrid4 (Женева 2009). В послед­нем случае дизелю 1,6 л/110 л. с. ассистировал электромотор 125 кВт/ 300 Нм. Расход 3,4 л, запас хода на батарее 40 км Микрогибридные технологии на нашем рынке представляет Citroёn С4 e-HDi (1,6 л/112 л. с./270 Нм). Средний нормированный расход 4,2 л, рабочий диапазон температур от –5 до +30°C

Современное семейство HDi предлагает множество вариантов с моторами от 1,4 до 3 л. Более того, эти силовые агрегаты используют на своих моделях компании Ford, Volvo, Mazda, Mini, Land Rover, Jaguar, Fiat и Mitsubishi.

Уже в следующем году, накануне ввода норм Евро 6, компания планирует использовать технологии BlueHDi с впрыском химической мочевины AdBlue и катализатором SCR.

Евгений ЕГОРОВ

,

Citroen

Все о Citroen на Автоцентре

Также по теме:

  • Nissan. О трех цилиндрах, о четырехстах лошадяхNissan. О трех цилиндрах, о четырехстах лошадях Nissan разработал уникальный мотор, который в составе гибридной установки получил прототип ZEOD RC, участник гонок на выносливость. Полуторалитровый трехцилиндровый турбоагрегат […]
  • Технологии. Танцы вокруг 3DТехнологии. Танцы вокруг 3D В рамках проекта Tango дочернее подразделение компании Google пока­зало смартфон со встроенным 3D-сканером. Изюминкой творения софтверного гиганта является способность схватывать […]
  • Mazda6: Небесные технологииMazda6: Небесные технологии В новом поколении Mazda6 реализован целый букет современных конструктивных и технологических решений, объединенных красивым названием SkyActiv. Эта генерация шестерки отличается […]
 
Комментарии

Еще нет комментариев.