MotorNews - Автомобильный журнал
Все Марки
Toyota
Citroen
Mercedes
BMW
Porsche
Lexus
Peugeot
Ford
Mazda
Volvo
Volkswagen
Renault
Mitsubishi
Hyundai
Honda
Audi
Land Rover
Jaguar
Acura
Skoda
Nissan
Fiat
Mini
Range Rover
Lamborghini

Юбилей Bluebird. Автомобили, лодки, птицы

MotorNews 8’2014

Бывало и получше!Не фонтан!Среднячек!Достойно!Отлично! (Проголосуй первым!)
Loading...Loading...

Уважаемые господа, мы рады пригласить вас в Национальный автомобильный музей в Бьюли, расположенный на юго-востоке Национального парка Нью-Форест, что в графстве Хэмпшир. В середине июля здесь состоитс­я встреча с авторами нескольких книг, которые любезно согласились их подписать.

Дональд Кэмпбелл

И только в середине этого по-английски чопорного текста указывается причина литературной акции. Дело в том, что пятьдесят лет назад британский автомобиль Bluebird с британским же водителем Дональдом Кэмпбеллом установил очередной рекорд скорости, а книги, вышедшие к юбилею, и будут представлены и подписаны в знаменитом музее третьего барона Монтегю.

В то время рекорды скорости были именно очередными. Нет, их не били ежечасно, но энтузиазм у народа не просто был – он бил через край. Технику для нового достижения проектировали и строили сами в собственных гаражах, а потом выбирались на своих мотоциклах и автомобилях на треки и высохшие озера, а на суперлодках – на водную гладь и сражались с секундами.

Одним из самых известных рыцарей скорости был британец сэр Малкольм Кэмпбелл, получивший рыцарское звание из рук Ее Величества не за свои авиационные подвиги во время Первой мировой, а именно за рекорды скорости.

И все же все закончилось лодкой. Это Bluebird K7 рядом с Jaguar XK 150 самого Кэмпбелла, а ниже счастливая семья – Дональд и его жена Тоня
И все же все закончилось лодкой. Это Bluebird K7 рядом с Jaguar XK 150 самого Кэмпбелла, а ниже счастливая семья – Дональд и его жена Тоня
И все же все закончилось лодкой. Это Bluebird K7 рядом с Jaguar XK 150 самого Кэмпбелла, а ниже счастливая семья – Дональд и его жена Тоня
И все же все закончилось лодкой. Это Bluebird K7 рядом с Jaguar XK 150 самого Кэмпбелла, а ниже счастливая семья – Дональд и его жена Тоня

Их было восемь. На воде и суше. Причем по сей день (а Кэмпбелл-старший умер в январе 1949 года) никому не удавалось побить оба рекорда, тем более сделать это в течение одного года. Его показатели на воде, казалось, нельзя будет превзойти никогда. В августе 1939 года на лодке Bluebird K4 Кэмпбелл пронесся по озеру Конистоун со скоростью 228 км/ч. Но ничто не вечно. Летом 1950 года британский рекорд пал: американец Стэн Сайрес сумел разогнаться на воде до 257 км/ч.

Вот здесь и пробил час Дональда. Очень долгое время в борьбу вступали преимущественно англичане. Они привозили свою чудо-технику в Америку, на озеро Бонневиль, просто потому, что в разрушенной войной Европе негде было развернуться. Говорят, именно они и разбудили американцев. Пусть говорят.

Летом 1962 года Кэмпбелл представил доработанную «Синюю птицу» с высоким килем. Никого из зрителей в Гудвуде не смутило, что сверхбыстрый рекордный автомобиль смог на гоночной трассе разогнаться всего только до 160 км/ч

Летом 1962 года Кэмпбелл представил доработанную «Синюю птицу» с высоким килем. Никого из зрителей в Гудвуде не смутило, что сверхбыстрый рекордный автомобиль смог на гоночной трассе разогнаться всего только до 160 км/ч

Первая попытка на Бонневиле оказалась неудачной – произошла авария. Экспедиция вернулась домой, чтобы доработать машину

Первая попытка на Бонневиле оказалась неудачной – произошла авария. Экспедиция вернулась домой, чтобы доработать машину

Так или иначе, но Кэмпбелл-младший решил вернуть первенство Британии. Не сразу и не вдруг. Папину лодку, перешедшую к нему по наследству, Дональд осваивал уже давно и успешно, но до блестящих результатов дело все никак не доходило. Родственники утверждали, что Дональд Кэмпбелл получил от родителей три врожденных болезни: порок сердца, суставный ревматизм и жажду скорости. Третья болезнь оказалась неизлечимой.

Он не просто вернул семье и стране рекорд на воде. Он в течение десятилетия поднял планку скорости лодок до 445 км/ч. Здесь доказывать уже было нечего и некому. Кэмпбелл просто соревновался сам с собой.

Июль 1960 года, Гудвуд. Презентация первой версии Bluebird CN7, пока еще без киля. Под аббревиатурой CN скрываются фамилии Кэмпбелл и Норрис. Это те люди, которые разрабатывали все «Синие птицы». Только Кэмпбеллы сменились

Июль 1960 года, Гудвуд. Презентация первой версии Bluebird CN7, пока еще без киля. Под аббревиатурой CN скрываются фамилии Кэмпбелл и Норрис. Это те люди, которые разрабатывали все «Синие птицы». Только Кэмпбеллы сменились

Оставалась суша. Дональд начал строительство новой машины с классическим для семьи именем Bluebird. Она поистине была выдающейся. До этого момента ни один подобный транспорт не обходился заказчику дороже ста тысяч долларов. Новая «Синяя птица» обошлась в немыслимую сумму четыре миллиона, и еще два ушло на сопутствующие расходы.

Триумфальный проезд «Синей птицы» с Дональдом Кэмпбеллом за рулем по центральной улице австралийской Аделаиды. Газеты писали, что так приветствуют только The Beatles

Триумфальный проезд «Синей птицы» с Дональдом Кэмпбеллом за рулем по центральной улице австралийской Аделаиды. Газеты писали, что так приветствуют только The Beatles

Впервые машину строил не сам пилот с несколькими единомышленниками. Это было дело рук всей Великобритании: к проекту были привлечены специалисты 72 компаний. Получился четырехтонный монстр длиной в девять метров, установленный на громадные 52-дюймовые колеса. Разогнать эту махину до расчетных 500 миль в час (а это составляет 804,5 км/ч) должен был газотурбинный двигатель Bristol-Siddeley Proteus мощностью 4250 сил. Интересно, что тормозных парашютов у Bluebird CN7 не было: до скорости 600 км/ч машину замедляли авиационные воздушные тормоза, а затем – дисковые.

На презентации в Гудвуде в июле 1960 года «Синяя птица» просто прокатилась, и громадная британская делегация отправилась на озеро Бонневиль. За три недели попыток Кэмпбеллу не удалось разогнаться даже до двухсот миль – отчасти из-за дорожки, которая вдруг стала коротка, отчасти из-за некоторых просчетов. Машина была нестабильна, и одна из попыток закончилась аварией. К счастью, никто не пострадал.

На счету Малкольма Кэмпбелла восемь мировых рекордов. Чтобы был понятен уровень его популярности, сообщим: садоводами Англии выведен сорт флоксов, которые так и называются – «сэр Малкольм Кэмпбелл»

На счету Малкольма Кэмпбелла восемь мировых рекордов. Чтобы был понятен уровень его популярности, сообщим: садоводами Англии выведен сорт флоксов, которые так и называются – «сэр Малкольм Кэмпбелл»

Экспедиция возвратилась домой. Машина была серьезно доработана. Прежде всего у нее появился огромный киль. И в июле 62-го в том же Гудвуде провели новую презентацию. 160 км/ч под грохот двигателя. Почему так медленно? Просто колеса у Bluebird’а поворачивались всего на четыре градуса. Управляемость для рекордного автомобиля штука не самая главная.

Решено было провести новые заезды в Австралии на соляном озере Эйри. Но и это предприятие фактически провалилось. Зарядили дожди, покрытие превратилось в соляное болото, какие уж тут рекорды. Команда взяла тайм-аут, чтобы все обдумать и принять «единственно правильное решение».

Все состоялось ровно 50 лет назад. На том же австралийском озере Эйри 17 июля 1964 года Bluebird CN7 разогнался до 648 км/ч. Считать ли это успехом? Ведь расчетная скорость была намного выше! Считать ли это рекордом? Ведь это медленнее, чем проехал Challenger Микки Томпсона и Spirit of America Арта Арфонса. Считать!

Отличительной особенностью самого дорогого в истории британского автоспорта рекордного автомобиля были гигантские 52-дюймовые колеса, обутые в эксклюзивные шины Dunlop

Отличительной особенностью самого дорогого в истории британского автоспорта рекордного автомобиля были гигантские 52-дюймовые колеса, обутые в эксклюзивные шины Dunlop

Австралийское соляное озеро Эйри и Bluebird, готовый установить мировой рекорд скорости

Австралийское соляное озеро Эйри и Bluebird, готовый установить мировой рекорд скорости

Теоретически Bluebird стал последним рекордным автомобилем с приводом на колеса и трансмиссией. Можно долго разбираться в давно придуманной FIA классификации рекордных колясок всех типов. Можно долго рассуждать, что такое автомобиль, как это делали те же Арфонс и Габелич несколькими годами позже. Но суть от этого не изменится. Дональд Кэмпбелл установил абсолютный рекорд скорости на земле.

Он понимал, что это ненадолго. Вернулся на воду, где ему не было равных, построил новую лодку, в январе 1967-го вывел ее на озеро Конистон, разогнался и исчез. Лодка потеряла стабильность, взлетела в воздух и разломилась пополам. Легенда гласит, что последняя фраза Дональда по радио была: «Все кончено. Я лечу!» Тела не нашли. Не нашли ничего. Ни клочка одежды. До самого 2001 года. Вроде бы одна из книжек, которую будут подписывать в Национальном автомобильном музее, как раз об этом.

Текст: Станислав ЛОМАН
Фото: архив автора

,

Также по теме:

  • Юбилей. 20 лет Motor NewsЮбилей. 20 лет Motor News. Дружба народов Сотрудничество автомобильных изданий разных стран – явление чрезвычайно распространенное. И мы не исключение, причем с вариациями. Начальный опыт международной кооперации относится […]
  • Юбилей. 20 лет Motor News Юбилей. 20 лет Motor News. Свое лицо Новое издание – это всегда интересно, а в стране, где подобного еще никто не делал, к процессу его создания к тому же примешивается оттенок загадочности. Нашим первопроходцам пришлось […]
  • Юбилей. 20 лет Motor News Юбилей. 20 лет Motor News. Чистая правда Если, читая наш журнал, вы чувствуете подвох, значит, наверняка у вас в руках апрельский номер. Хотя не стоит расслабляться и в другое время. Замечательная мировая традиция […]
 
Комментарии

Еще нет комментариев.