MotorNews - Автомобильный журнал
Все Марки
Toyota
Citroen
Mercedes
BMW
Porsche
Lexus
Peugeot
Ford
Mazda
Volvo
Volkswagen
Renault
Mitsubishi
Hyundai
Honda
Audi
Land Rover
Jaguar
Acura
Skoda
Nissan
Fiat
Mini
Range Rover
Lamborghini

Автомобильный музей Франции: Сокровищница братьев Шлумпф

MotorNews 12’2013

Бывало и получше!Не фонтан!Среднячек!Достойно!Отлично! (2 голос, оценка: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Увидеть легендарную коллекцию братьев Шлумпф – мечта каждого любителя автомобильной старины. Благодаря нашим друзьям из компании Peugeot мы смогли понять, какие чувства испытал Али-Баба, попав в пещеру разбойников.

репортаж национальный автомобильный музей франции

Коллекцию братьев Шлумпф в Мюлузе, или, как ее сейчас называют, Национальный автомобильный музей Франции часто сравнивают с Лувром. Во-первых, своим основанием оба они обязаны конкретным людям: Лувр – Наполеону Бонапарту, а коллекция в Мюлузе – Фрицу Шлумпфу. Во-вторых, каждое из собраний является самым крупным в своей области. Ну и, конечно же, не стоит забывать, что в коллекции обоих музеев есть совершенно уникальные экспонаты, которые нельзя увидеть больше нигде.

Экспозиция музея в Мюлузе располагается в здании бывшей текстильной фабрики. Тут размещается более пятисот автомобилей девяноста европейских марок. Наиболее ценная часть коллекции несет на облицовке радиатора эмблему Bugatti. Страсть Фрица Шлумфа к этому бренду сродни одержимости – за 20 лет ему удалось собрать под одной крышей 123 машины!

Но перенесемся на сто с лишним лет назад, в 1906 год, в Италию. Именно здесь в небольшой пьемонтской коммуне Оменья у Карла и Жанны Шлумпф родился второй ребенок – Фриц. Спустя два года семья перебралась во Францию. История умалчивает о детском и юношеском периоде жизни Фрица и его старшего брата Ганса. Известно лишь, что они выбрали разные пути: старший с головой погрузился в мир финансов, а младший – в текстильный бизнес. В 1939 году Фриц вошел в состав правления текстильной фабрики в Мальмерспаке, а годом позже возглавил предприятие. Любовь к автомобилям и марке Bugatti проявилась у него в 32 года, когда он приобрел спортивный Bugatti 35B. В 45 лет он даже принимал на этой машине участие в популярных гонках по подъему на холм. К 1957 году Фриц уже имел в свое­й скромной коллекции три Bugatti, а для пов­седневной эксплуатации предпочитал изящ­ный Gullwing – Mercedes-Benz 300SL.

Посетителей встречает портрет Жанны Шлумпф – матери Фрица и Ганса. Именной ей братья посвятили свой музей

В послевоенные годы братьям Шлумпф удалось совместными усилиями завоевать ведущие позиции в текстильной отрасли, прикупив целую сеть фабрик и наладив взаимовыгодные связи по всему миру. Деньги полились рекой, и Фриц решил приступить к реализации своей заветной мечты – созданию коллекции лучших европейских автомобилей прошлого. Почему именно европейских? Дело в том, что по неизвестным нам причинам производители других континентов не вызывали у Фрица должного пиетета. И его планы начали постепенно обретать форму. В конце лета 1957 года к трем Bugatti прибавился двухместный гоночный автомобиль швейцарской марки Dufaux 1904 года, а также французские Le Zebre и Voisin.

Фриц с головой погрузился в увлекательный мир автомобильных раритетов. Подобно многим своим соотечественникам лето 1960 года он провел на юге Франции, однако, в отличие от большинства из них, солнечным ваннам он предпочел полумрак заброшенных гаражей, открыв «сезон охоты» на антикварные авто. К счастью, самая разрушительная и безжалостная война пощадила эти места, поэтому здесь можно было найти в забвении настоящие шедевры автомобильного прошлого. Причем в данном случае интересы покупателя и продавца совпадали: первый хотел выгодно купить авто, а второй – избавиться от ненужного хлама. Неоценимую помощь в изысканиях Фрицу оказал некто мсье Раффаэлли, который не понаслышке знал местных владельцев старинных авто и сам имел небольшую коллекцию антикварных Bugatti. В результате собрание Фрица очень быстро пополнилось четырьмя десятками великолепных машин, включая три Rolls-Royce, две Hispano-Suiza и более десятка Bugatti. Забавно, но Раффаэлли лишился своих Bugatti, не выдержав мощного прессинга Фрица Шлумпфа. Одним из главных трофеев экспедиции стал Bugatti 46, простоявший несколько десятилетий на складе в порту Марселя. По чьей халатности роскошный седан не попал к своему заказчику, никто уже не помнил, но руководство порта с радостью избавилось от проблемного груза. Все автомобили аккуратно загрузили в крытые железнодорожные вагоны и отправили на фабрику Шлумпфов в Мюлузе.

1904 г. Dufaux 100-120
1905 г. Peugeot Quadricycle
1906 г. Sage 24 HP
1909 г. Bugatti 41 Royale Napoleon
В коллекции можно обна­ружить многие малоизвестные марки, например Dufaux, Le Zebre или Monet-Goyon
1909 г. Delaunay Belleville F6
1912 г. Hispano Suiza Alphonso

Удачная экспедиция вызвала в душе Фрица ни с чем не сравнимый восторг, в результате чего поиски ретроартефактов перешли на качественно новый уровень. Чтобы реализовать задуманное, Фриц создал настоящую разведывательную сеть, которая наряду с частными сыщиками включала его бизнес-партнеров и дистрибьюторов продукции компании. В среде коллекционеров и владельцев антикварных авто со скоростью лесного пожара распространились слухи о фанатичном неофите. На Шлумпфа горой посыпались интересные предложения. Его финансовые возможности были на тот момент практически безграничными, что позволяло покупать все, что нравилось. Но подлинной страстью Фрица стали автомобили Bugatti.

В 1962 году неутомимому коллекционеру попался список владельцев всех уцелевших Bugatti. Один за другим они получили предложения о выкупе имеющегося у них экземпляра. Благодаря обычным письмам за несколько месяцев коллекция Шлумпфа пополнилась полусотней авто любимой марки. Одержимость Фрица не знала границ. Годом спустя он выкупил еще восемнадцать автомобилей, четыре шасси, восемь двигателей и большое количество различных мелких деталей у компании Bugatti. Крупная сделка позволила ему договориться о ремонте и реставрации имеющихся в его коллекции машин непосредственно на заводе компании. Мало того, помимо заводских авто Фриц получил и часть семейного гаража Этторе Бугатти. Настоящим бриллиантом среди его приобретений стал один из шести «королевских» Bugatti – модель 41 Royale с кузовом Coupe Napoleon. Но как справедливо подметил Франсуа Рабле, аппетит приходит во время еды. Кульминацией автомобильной булимии Фрица Шлумпфа стала сделка между ним и американским коллекционером с редкой фамилией Шекспир. Каким образом у Джона Шекспира оказалось три десятка Bugatti, в том числе 41 Royale с кузовом ателье Park Ward, история умалчивает, но он готов был их продать исключительно одним лотом. Кроме Фрица других желающих приобрести коллекцию не оказалось, поэтому вместо ста десяти тысяч долларов Джону пришлось довольствоваться восьмьюдесятью пятью. Путем нехитрых математических расчетов получается, что каждая машина обошлась Шлумпфу в смехотворную сумму менее трех тысяч долларов. Примерно столько просили в том же 1964 году за новенький Ford Mustang. Для сравнения: на сегодняшний день один только Bugatti 41 Royal оценивается в несколько десятков миллионов «вечнозеленых»!

В начале 1965 года Фриц приступил к осуществлению второй части своей мечты – созданию автомобильного музея. Цель оправдывала средства, поэтому весь персонал фабрики в Мюлузе был уволен, а оборудование и материалы отправлены на другие предприятия компании. За несколько месяцев текстильную фабрику превратили в огромный реставрационный центр. Параллельно с этим ее главный корпус перестроили. Просторный выставочный зал площадью 17 000 м2 украсили девятьсот литых светильников, копирующих фонари парижского моста Александра III. Открыть музей планировалось весной 1976 года. Но этим планам не суждено было осуществиться. Францию охватил экономический и политический кризис. В 1971 году рабочие нескольких принадлежавших братьям предприятий объявили забастовку. Компания Шлумпфов была признана банкротом и продана с молотка за символичную сумму в 1 французский франк. А сами братья, спасаясь от судебного преследования, укрылись в соседней Швейцарии. Тяжба длилась почти семь лет, по истечении которых суд заочно приговорил Фрица к четырем, а Ганса к двум годам лишения свободы.

1929 г. Bugatti 35B
1929 г. Bugatti Type 40

После оглашения процедуры банкротства для сотрудников компании наступили тяжелые времена, многим грозило увольнение. Не надеясь на помощь властей, они решили действовать самостоятельно. И утром 7 марта 1977 года небольшая группа работников проникла на территорию фабрики в Мюлузе. Включив свет в главном корпусе, они были поражены открывшейся их взорам картине: все помещение было заставлено антикварными машинами. Естественно, тут же появились желающие все это продать, а деньги поделить. Отрадно, что здравый смысл возобладал над маргинальными проявлениями. В апреле 1978 года французское правительство специальным указом объявило о включении коллекции в реестр охраняемых исторических памятников. Комплекс зданий фабрики в Мюлузе вместе с коллекцией автомобилей передали специально образованной ассоциации собственников. В 1981 году на основе собрания был создан Национальный автомобильный музей Франции, а 10 июля 1982 года он распахнул свои двери перед посетителями. С тех пор каждый год здесь бывает более ста тысяч человек. И если, подобно Фрицу Шлумпфу, вы испытываете непреодолимую любовь к антикварным авто, вы просто обязаны съездить в Мюлуз.

Сергей ИВАНОВ
Фото автора

,

Также по теме:

  • Это вам не игрушки!Это вам не игрушки! В детстве почти у каждого из нас был конструктор, из которого можно было собрать что-то этакое, четырехколесное, отдаленно напоминающее автомобиль. Впрочем, в целях рекламы […]
  • Lamborghini Huracan. Младший ураганLamborghini Huracan. Младший ураган Виртуально рассекретив преемника Gallardo, фирма не спешит представлять его живьем. В мир этот суперкар будет входить постепенно, засвечиваясь то тут, то там на частных […]
  •  Концепт Volkswagen T-Roc. Крепкий  камешек Концепт Volkswagen T-Roc. Крепкий камешек Похоже, в скором времени в семье кроссоверов Volkswagen ожидается пополнение. По сложившейся традиции, имя младшенького начинается с той же буквы, что и у остальных братьев: Taigun, […]
 
Комментарии

Здравствуйте.Подскажите в каком музее во Франции находиться авто из фильма Такси2-3 ?

Здравствуйте, Виталий! Киношная машинка Peugeot 406 хранится в музее Peugeot в городе Сошо. Лично видел.
С уважением,
Евгений Егоров