MotorNews - Автомобильный журнал
Все Марки
Toyota
Citroen
Mercedes
BMW
Porsche
Lexus
Peugeot
Ford
Mazda
Volkswagen
Mitsubishi
Renault
Volvo
Hyundai
Honda
Audi
Land Rover
Jaguar
Skoda
Acura
Nissan
Fiat
Mini
Range Rover
Lamborghini

40 лет Citroёn CX: Последний классический Citroёn

Бывало и получше!Не фонтан!Среднячек!Достойно!Отлично! (6 голос, оценка: 5,00 из 5)
Loading...Loading...

Это не плод фантазии автора – именно так определяют статус модели CX и поклонники марки, и даже энциклопедии классических автомобилей. Трудно им возразить, да и зачем? Давайте окинем взглядом жизнь замечательной модели.

40 лет Citroёn CX

Смелый, а точнее, даже дерзкий DS, продержавшийся в серии 20 лет, с 1955 по 1975 год, оказался вне времени и моды. Большинство его решений, будь то стилистических или технических, вызывают восхищение даже сегодня. Гидропневматическая подвеска, несущий кузов с мощным днищем и пластиковой крышей, передние дисковые тормоза, односпицевый руль, поворотные фары – инноваций хватило бы на несколько поколений обычных машин. И в этом суть «Ситроена» – рубануть шашкой и в одночасье выдать поразительный во всех отношениях результат.

40 лет Citroёn CX

Свое название CX получил по коэффициенту аэродинамического сопротивления. Среднеевропейский показатель Сх тех лет составлял 0,46, у Citroёn он снижен до 0,39

Но даже такой иконе пришлось создавать замену. Работы начались под занавес 60-х годов командой дизайнеров во главе с Робертом Опроном. Именно эти парни подготовили к 1970 году спортивный SM и массовый GS. Формы последнего явно диктовались требованиями аэродинамики. Опрону приглянулся обтекаемый концепт Pininfarina, спроектированный в 1967 году для BLMC 1100. Проект у англичан тогда не пошел, но идеи оказались живучи, а оптимизация форм в аэродинамической трубе стала насущной задачей для всех, и Citroёn справился с ней блестяще.

Да, СХ не фонтанировал футуризмом, как DS, однако имел достаточный набор решений, чтобы быть причисленным к классикам двойных шевронов. Да и опросы покупателей показывали, что они далеко не всегда готовы к радикальным инновациям, хотя таковые и были в закромах. Применение на большом Citroёn’е гидропневматической подвески было само собой разумеющимся. Ее усовершенствованный на купе SM вариант оснащался самоцентрирующимся рулем и регулировкой усилия в зависимости от скорости. Сохранилось и поддержание постоянного клиренса. Стремительная форма намекала на то, что перед вами хетчбэк, однако же СХ – четырехдверный седан по-французски. Изюминка решения тыльной части – в вогнутом стекле, которое вместе с продуманным решением днища (воздух протекал не беспорядочно!) избавляло от необходимости установки стеклоочистителя – стекло никогда не загрязнялось.

40 лет Citroёn CX

Феноменальный DS никто не переплюнул. Тираж футуризма за 20 лет достиг 1,45 млн

40 лет Citroёn CX

Едва появившись, СХ с ходу завоевал титул «Европейский автомобиль 1975 года»

40 лет Citroёn CX

Крены в поворотах тогда были некритичны. Зато подвеска всегда держала неизменный клиренс

Оригинальность форм подкреплялась и конструкцией кузова. Набиравшая силу тенденция помещать пассажиров в прочную капсулу со сминаемыми зонами безопасности вынудила отказаться от силовой структуры по типу DS. Вместо этого инженеры внедрили редкую полурамную схему. Несущий кузов посредством шестнадцати эластичных опор ставился на некое подобие рамы, похожей на пару лыж. Это обеспечивало дополнительную прочность и хорошую виброизоляцию. Мотор и передняя подвеска опирались на мощный пространственный подрамник.

40 лет Citroёn CX

Фирменный односпицевый руль прекрасно дополнял нетривиальную панель приборов с барабанчиками спидометра и тахометра. Слева – интерьер версии Pallas 1977 года, справа – топовое исполнение для скоростного GTI

40 лет Citroёn CX

Впервые в своей практике компания устанавливала мотор поперек. С двигателями вообще отдельная история. Предполагалось, что базовые версии получат обычные поршневые четверки, а средний и топовый уровни – двух- и трехсекционные роторные агрегаты совместной с NSU разработки. Однако упорные попытки победить врожденные пороки роторных моторов (прожорливость, малый ресурс) не увенчались успехом. Огромные затраты на разработки привели Citroёn на грань банкротства, от которого его уберегло государство, поспособствовав объединению с Peugeot в концерн PSA. Поэтому к моменту дебюта были подготовлены версии СХ 2000 и CX 2200 с агрегатами от DS. Была, правда, еще одна для расчетливых клиентов – CX 2000 Economique с удлиненными передаточными числами 4-ступенчатой КПП.

40 лет Citroёn CX

Мощные модификации GTI идеально приспособлены для дальних вояжей. Быстрый и мягкий ход не вызывал усталости

40 лет Citroёn CX

Универсалы СХ Break отличает потрясающая вместимость: объем багажника от 1160 до 2170 л. Семиместные версии называются Familiale

40 лет Citroёn CX

40 лет Citroёn CX

40 лет Citroёn CX

Растянутый Prestige получил бонусных 25 см базы (длина 4,91 м). И все ради обитателей второго ряда, включая и несколько сантиметров над головами

СХ также стал первым легковым дизельным «Ситроеном» послевоенного периода, а по сути – его первой массовой дизельной моделью. Атмосферный 2,2-литровый агрегат от коммерческого фургона мощностью 66 л.с. показывал средний расход 6,3 л. Со временем моторное предложение существенно расширилось: тут были и дизели 2,4 и 2,5 л (включая турбированные), и родственные бензиновые версии аналогичного объема – карбюраторные, впрысковые, турбо.

40 лет Citroёn CX

Представительские функции модели заложены в генах: стиль, основательность,
простор, комфорт

40 лет Citroёn CX

Правительственные стретчи создавались на стороне. Например, этот лимузин бонзы коммунистов ГДР Э. Хоннекера выполнил шведский Nilsson

40 лет Citroёn CX

Рамное основание позволяло делать кабрио. Активничало ателье Deslandes с моделью Orphee

40 лет Citroёn CX

Швейцарский эксклюзив: 5-дверный CX от Beutler. Но были переделки и от Caruna

Просторный и комфортабельный салон полностью соответствовал концепции неординарности Citroёn. Нетривиальную панель приборов для него разработал Мишель Арман. Она оказалась необычайно удобной: водителю не требовалось отрывать рук от руля, чтобы задействовать освещение, стеклоочистители, поворотники, аварийку. Все управление размещалось с двух торцов панели приборов. Поражает и то, что аэродинамическая форма не стала препятствием для отличной обзорности. А длинная база универсала заложила основу для представительской версии Prestige.

Покидал конвейер Citroёn CX достойно и не сразу: седаны ушли на покой в 1989 году, а универсалы в 1991-м. За 17 лет выпущено 1 169 745 экземпляров, дай бог каждому такого классика!

40 лет Citroёn CX

Редкие модели позволяли проделывать такие модификации. Citroёn СХ это мог. Правда, к родной раме приваривалась совсем другая, мощная. Синий то ли пикап, то ли бассейн

40 лет Citroёn CX

Шестиколесные курьеры отлично подходили для срочной доставки газетных тиражей. Более других преуспело ателье Пьер­а Тиссье

40 лет Citroёn CX

Особенности компоновки СХ: запаска под капотом, огромный бак на 75 л и скромный багажник

Citroen

Все о Citroen на Автоцентре

Также по теме:

  • Женевский автосалон 2015: Шоу начинаетсяЖеневский автосалон 2015: Шоу начинается Если для вас главное – размер, отправляйтесь в Детройт, если вы сторонник точности – поезжайте во Франкфурт, если вам интересны технологии будущего – летите в Токио, но если вы эстет и […]
  • Citroen. Амбициозно!Citroen. Амбициозно! Citroёn взял хороший темп. В двадцатке лидеров продаж 2013 года лишь половина игроков закончила с позитивной динамикой. Citroёn из их числа. Марка нашла 3772 покупателя и […]
  • Аксессуары: Еще умнее!Аксессуары: Еще умнее! Одновременно с анонсом смартфона Sony Xperia Z Ultra компания Sony представила обновленную версию интеллектуальных часов SmartWatch 2. Этот гаджет позиционируется как дополнение […]
 
Комментарии

синий six-weller на польских номерах использовался для киносъемок, если я не ошибаюсь. СХ для меня — лучший Ситроен в истории.